Институт аварийности на примере жилищного фонда Перми: неформальные правила и ожидания акторов
Аннотация
Решение проблемы аварийного жилья рассматривается как сложная организация социальных отношений, за которыми скрываются мотивации жителей, администрации и застройщиков, их ожидания, а также правила и практики, формирующие аварийность как институт. Статус аварийности используется не только для фактической фиксации физического состояния здания, он вбирает в себя и другие обстоятельства, при которых статус либо присваивается жилому дому, либо не присваивается. В работе мы концентрируемся на описании случаев аварийности и тех условий, в которых они происходят. Мы проверяем предположение, что наличие статуса аварийности жилого здания зависит не только от степени его физического износа, но и от экономической привлекательности рассматриваемой территории, мотивации жителей, правовых ограничений и градостроительных регламентов, фактора соседства с другими домами, обладающими аварийным статусом, и прочих обстоятельств, которые могут сказываться в каждом отдельно взятом случае.
В качестве примера для описания специфики работы института аварийности выбран город Пермь, который в связи с подготовкой к празднованию своего 300-летия в 2023 году переживает активную трансформацию наиболее репрезентативных центральных районов. Эмпирическая часть исследования опирается на восемь полуструктурированных интервью с жителями аварийных домов, местными депутатами, активистами, экспертами в области жилищной политики, представителями ТОС, застройщика и городской администрации Перми. Чтобы полноценно охватить различные вариации работы института аварийности, мы построили типологию «аварийных» домов, которая по наличию аварийного статуса и восприятию аварийности жителями охватывает четыре типа. Повествование выстраивается вокруг подробного анализа кейсов, каждый из которых подпадает под один из выделенных типов.
Мы приходим к выводу, что неформальные правила института аварийности появляются в результате стремления компенсировать неработающие инструменты градостроительной политики. Сложившееся положение дел приводит к тому, что закон об аварийности становится инструментом манипуляций в городских отношениях и зачастую направлен не на расселение проблемных домов, а на развитие территорий. Важную роль при этом играют жители, которые в разных обстоятельствах то оспаривают, то добиваются присвоения аварийного статуса своему дому, руководствуясь не только высокой степенью износа зданий, но и привлекательностью территории.
Скачивания
Литература
В Перми управляющая компания отказывается от обслуживания 50 опасный домов (2015) // echoperm.ru. Режим доступа: https://echoperm.ru/news/261/138981/ (дата обращения: 18.05.2023).
Голубчиков О. Ю., Махрова А. Г. (2013) Факторы неравномерного развития российских городов // Вестник Московского университета. Серия 5. География. № 2. С. 54–60.
Грац Р. (1995) Город в Америке: жители и власти / Пер. с англ. В. Глазычева. М.: Ладья.
Григоричев К. В., Дятлов В. И., Тимошкин Д. О., Брязгина Д. Е. (2019) Базар и город: люди, пространства, образы. Иркутск: Ottisk.
Гудзь Т. В. и др. (2020). Правовое зонирование. Регулирование городской застройки. Опыт Перми. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
До 2020 г. в Перми снесут аварийные кварталы в районе ДКЖ (2019) // newsko.ru. Режим доступа: https://www.newsko.ru/news/nk-5262061.html (дата обращения: 22.05.2023).
Йоргенсен М.В., Филлипс Л. Дж. (2008) Дискурс–анализ. Теория и метод. Харьков: Гуманитарный центр.
Малиновский Б. (1997) Функциональная теория // Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб: Университетская книга.
Махрова А. Г., Голубчиков О. Ю. (2012) Российский город в условиях капитализма: социальная трансформация внутригородского пространства // Вестник Московского университета. Серия 5. География. № 2. С. 26–31.
«Мы здесь не живем, мы здесь выживаем». В Перми жильцы дома с дырами в крыше боятся не дождаться расселения // zwezda.su. Режим доступа: https://zwezda.su/society/2019/my_zdes__ne_zhivem_my_zdes __vyzhivaem_v_permi_zhil_tsy_doma_s_dyrami_v_kryshe_boyatsya_ne_dozhdat_sya_rasseleniya_386?searched=%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B5&advsearch=oneword&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1 (дата обращения: 22.05.2023).
Норт Д. (1997) Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги «Начала».
Панеях Э. Л. (2003) Неформальные институты и формальные правила: закон действующий vs. закон применяемый // Политическая наука. № 1. С. 33–52.
Панеях Э. Л. (2001) Формальные правила и неформальные институты их применения в российской экономической практике // Экономическая социология. Т. 2. № 4. P. 56–68.
Скотт Д. (2005) Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условия человеческой жизни. М.: Университетская книга.
Тимошкин Д. О. (2020) «Вас здесь больше не живет»: Внутренняя колонизация и городские политические режимы Иркутска и Красноярска в городских медиа // Полития. Т. 96. № 1. P. 98–116.
Тимошкин Д. О. (2022) Памятник vs ветхость: как городские сообщества используют маркеры прошлого в борьбе за «право на город» в Иркутске // Социологическое обозрение. Т. 21. № 3. P. 155–173.
Трубина Е. Г. (2013) Примиряясь с упадком: руины 2.0 // Неприкосновенный запас. Т. 89. Т. 89. № 3. P. 175–194.
Трущенко О. E. (1995) Престиж Центра: городская социальная сегрегация в Москве. М.: Socio Logos.
Фаина Минх рассказала, как происходит процесс расселения аварийного жилья в регионе (2023) // Properm.ru. Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZD90kwVoDBX7L1le (дата обращения: 18.05.2023).
Brushett K. (2007) Where Will the People Go: Toronto's Emergency Housing Program and the Limits of Canadian Social Housing Policy, 1944–1957 // Journal of Urban History. Vol. 33. № 3. P. 375–399.
Büdenbender M., Zupan D. (2017) The Evolution of Neoliberal Urbanism in Moscow, 1992—2015 // Antipode. Vol. 49. № 2. P. 294–313.
Cirolia L. R. (2014) South Africa's Emergency Housing Programme: A Prism of Urban Contest. Development Southern Africa. Vol. 31. № 3. P. 397–411.
Junhua L. (1997) Beijing’s Old and Dilapidated Housing Renewal // Cities. Vol. 14. № 2. P. 59–69.
Paredes D., Skidmore M. (2017) The Net Benefit of Demolishing Dilapidated Housing: The Case of Detroit // Regional Science and Urban Economics. № 66. P. 16–27.
Peshkov V. V., Gertsekovich D. A., Gorbachevskaya L. (2019) Dilapidated and dilapidated housing in the aspect of the Federal project “Ensuring sustainable reduction of uninhabitable housing” // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Vol. 667. № 1. Р. 012075.
Procupez V. (2015) The Need for Patience: The Politics of Housing Emergency in Buenos Aires // Current Anthropology. Vol. 56. № S11. P. S55–S65.
Shaldunova N., Denisova N., Starenkova O., Seturidze D., Podkovyrova M. (2021) Planning the Reorganization of Territories with Dilapidated Housing Stock for Social Infrastructure: Case Study of Perm, Russia // E3S Web of Conferences. Vol. 258. Р. 06045.
Shin H. B. (2010) Urban Conservation and Revalorisation of Dilapidated Historic Quarters: The Case of Nanluoguxiang in Beijing // Cities. № 27. P. S43–S54.
Zhang Y., Fang K. (2003) Politics of Housing Redevelopment in China: The Rise and Fall of the Ju’Er Hutong Project in Inner — City Beijing // Journal of Housing and the Built Environment, Vol. 18. № 1. P. 75–87.
Zupan D., Smirnova V., Zadorian A. (2021) Governing through stolichnaya praktika: Housing renovation from Moscow to the regions // Geoforum. Vol. 120. № 2. P. 155–164.