Лицензия на независимую мобильность школьников

в контексте отношений с родителями

  • Константин Павлович Глазков
Ключевые слова: дети в городе, независимая мобильность, лицензия на независимую мобильность, ближний и дальний радиус родительского контроля

Аннотация

Независимая мобильность считается важным фактором в развитии детей. В настоящей статье на данных опроса школьников (N = 568) рассматривается вопрос формирования разрешительных и запретительных установок на независимую мобильность в зависимости от форматов родительского сопровождения и самостоятельного посещения мест детьми. Была выявлена двойственная связь между тем, с кем бывают школьники разных возрастных групп (8–12, 13–17 лет) в самых удаленных от дома и самых посещаемых местах, и расстоянием до этих мест. Если школьники посещают места неподалеку от дома одни,то расстояние от дома до самых удаленных мест у них больше, чем у школьников, которые самостоятельно перемещаются вдали от дома. Однако если школьники бывают одни в самых удаленных местах,то часто посещаемые места находятся дальше от дома. Выявленная взаимосвязь описывается механизмами ближнего и дальнего радиуса родительского контроля, когда совместное с родителями посещение («ближний радиус») удаленных мест способствует увеличению доверия со стороны родителя к независимой мобильности школьника и, как следствие, расстояний посещаемых мест от дома, в то время как самостоятельное посещение («дальний радиус») близлежащих мест также увеличивает расстояние самых удаленных мест, но уже не на основании родительской опеки, а на основании успешного опыта мобильности самого ребенка1, 2.

_______________________

1 Статья подготовлена по данным Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ.

2 Автор выражает признательность Центру исследований современного детства НИУ ВШЭ и, в частности, Елизавете Сивак за поддержку, комментарии и критику в процессе подготовки данной статьи.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Константин Павлович Глазков

аспирант, преподаватель департамента социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», магистр градостроительства.

Литература

Акифьева Р. (2014) Досуговые практики и образовательные притязания: взаимосвязь с миграционной историей и ресурсами семьи // Демоскоп Weekly. No 611–612.

Сивак Е.В., Глазков К.П. (2017) Жизнь вне класса: повседневная мобильность школьников // Вопросы образования. (В печати.)

Alparone F.R., Pacilli M.G. (2012) On Children’s Independent Mobility: The Interplay of Demographic, Environmental, and Psychosocial Factors // Children’s Geographies. No. 10 (1). P. 109–122.

Dencker M., Andersen L.B. (2008) Health-related Aspects of Objectively Measured Daily Physical Activity in Children // Clinical Physiology and Functional Imaging. No. 28 (3). P. 133–144.

Gaster S. (1991) Urban children’s access to their neighbourhood. Changes over three generations // Environment and Behavior. No. 23. P. 70–85.

Hillman M., Adams J., Whitelegg J. (1990) One False Move. L.: Policy Studies Institute.

Johansson M. (2003) Social dangers as constraints for pro-environmental travel modes. The perception of parents in England and Sweden // Medio Ambiente y Comportamento Humano. No. 1. P. 49–69.

Johansson M. (2006) Environment and parental factors as determinants of mode for children’s leisure travel // Journal of Environmental Psychology. No. 26. P. 156–169.

Kyttä M. (2004) The extent of children’s independent mobility and the number of actualized affordances as criteria for child-friendly environments // Journal of Environmental Psychology. No. 24. P. 179–198.

Lareau A. (2002) Invisible inequality: social class and childrearing in black families and white families // American Sociological Review. Vol. 67. P. 747–776.

O’Brien M., Jones D., Rustin M. (2000) Children’s Independent Spatial Mobility in the Urban Public Realm // Childhood. Vol. 7. No. 3. P. 257–277.

Schoeppe S., Duncan M.J., Badland H.M., Rebar A.L., Vandelanotte C. (2015) Too far from home? Adult attitudes on children’s independent mobility range // Children’s Geographies. Vol. 14. No. 4. P. 1–8.

Shaw B., Watson B., Frauendienst B., Redecker A., Jones T., Hillman M. (2013) Children’s Independent Mobility: A Comparative Study in England and Germany (1971–2010). L.: Policy Studies Institute.

Timperio A., Crawford D., Telford A., Salmon J. (2004) Perceptions about the local neighbourhood and walking and cycling among children // Preventive Medicine. No. 38. P. 39–47.

Tranter P., Pawson E. (2001) Children’s access to local environments: A case-study of Christchurch, New Zealand // Local Environment. No. 6. P. 27–48.

van der Spek M., Noyon R. (1997) Children’s freedom of movement in streets // Growing up in a changing urban landscape / R. Camstra (ed.). Assen, the Netherlands: Van Gorcum. P. 102–118.

Veitch J., Salmon J., Ball K. (2008) Children’s Active Free Play in Local Neighborhoods: A Behavioral Mapping Study // Health Education Research. No. 23 (5). P. 870–879.

Опубликован
2017-05-31
Как цитировать
ГлазковК. П. (2017). Лицензия на независимую мобильность школьников. Городские исследования и практики, 1(4), 37-46. https://doi.org/10.17323/usp14201637-46
Раздел
Articles