От спасения себя к спасению деревьев: экологические представления и практики в раннем и современном буддизме
Аннотация
Существует тенденция ассоциировать буддизм с заботой об окружающей среде, непричинением вреда и иногда даже вегетарианством. Эти взгляды имеют свои основания: многие современные буддийские организации обращаются к глобальным экологическим проблемам и предлагают свои варианты их решения. Тем не менее часть исследователей буддизма отмечает, что традиционно буддизм антропоцентричен и имеет своей целью помощь людям в достижении освобождения от сансары, обходя стороной экологические вопросы. Другая часть исследователей обращается к фундаментальным буддийским концепциям, например концепции взаимозависимого возникновения, утверждая, что в буддизме имплицитно содержится экологическая проблематика. В академических кругах тема экологии в контексте буддизма стала разрабатываться с 1960-х годов, и в последние два десятилетия мы видим попытки создания буддийской энвайронментальной этики, которая бы отвечала на конкретные экологические вызовы. В рамках этой статьи я предлагаю, во-первых, обозначить положения классического буддизма, которые можно интерпретировать в экологическом контексте. Во-вторых, обратиться к критике представления об экологичности буддизма. В-третьих, рассмотреть примеры деятельности некоторых современных крупных буддийских организаций, что может быть особенно актуально в контексте современных городских исследований и практик. Анализ экологических инициатив буддийских общин в городской среде может предложить новые подходы к устойчивому развитию городов, экологической трансформации урбанистических пространств и формированию экологического сознания горожан.