Гулять или не гулять? Как современные родители организуют независимую мобильность детей

  • Александра Алексеевна Бочавер НИУ ВШЭ
  • Катерина Николаевна Поливанова НИУ ВШЭ
  • Ксения Викторовна Павленко
Ключевые слова: детская независимая мобильность, городcкая среда, перемещения, родительский контроль, родительские лицензии, подростковый возраст

Аннотация

В статье обсуждается роль независимой мобильности в психологическом развитии детей и ее вклад в физическое и психологическое благополучие школьников через физическую нагрузку, развитие когнитивных, социальных и других навыков, повышение психологической устойчивости, поддержание отношений и совместную деятельность со сверстниками. Обсуждается понятие «родительских лицензий» на детскую независимую мобильность, процесс их получения детьми и образ «безаварийных перемещений», которые обычно являются допуском к получению лицензии следующего уровня. Обсуждаются основные факторы, влияющие на готовность родителей выдавать детям разрешения на перемещения без взрослых по району проживания и более удаленным территориям, включая возраст ребенка, количество детей в семье, характеристики района и страхи родителей, касающиеся средовых или социальных рисков перемещений для ребенка. Приводятся данные о мировом тренде снижения детской независимой мобильности и соответствии ему российских показателей, обсуждаются изменение в образе жизни детей и семей разных поколений и цифровое опосредование родительского контроля за детскими перемещениями («смарт-мобильность»). Приводятся результаты количественного и пилотажного качественного исследований; они включают в себя количественную оценку лицензий на независимую мобильность московских школьников 12–15 лет (539 респондентов, Москва) и качественный анализ ответов молодых взрослых на открытые вопросы об их детском опыте независимой мобильности (34 респондента, Москва). Город выступает территорией игры, общения, обучения, досуга, планирования будущего для детей; большую роль в их развитии играет опыт освоения городского пространства без родителей. Обсуждается комплексность и многомерность вклада независимых перемещений в детстве в разные аспекты дальнейшей социализации человека, в том числе в развитие агентности, и формулируются перспективы дальнейших качественных и количественных исследований детских перемещений в более широком контексте.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Александра Алексеевна Бочавер, НИУ ВШЭ

Кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 101000, г. Москва, Потаповский переулок, д. 16, стр. 10.

Катерина Николаевна Поливанова, НИУ ВШЭ

Доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 101000, г. Москва, Потаповский переулок, д. 16, стр. 10.

Ксения Викторовна Павленко

Кандидат социологических наук, аналитик Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 101000, г. Москва, Потаповский переулок, д. 16, стр. 10.

Опубликован
2020-12-13
Как цитировать
БочаверА. А., ПоливановаК. Н., & ПавленкоК. В. (2020). Гулять или не гулять? Как современные родители организуют независимую мобильность детей. Городские исследования и практики, 5(3), 38-53. https://doi.org/10.17323/usp53202038-53

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)