От спасения себя к спасению деревьев: экологические представления и практики в раннем и современном буддизме

  • Влада Алексеевна Волкова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ)
Ключевые слова: антропоцентризм, Будда, вовлеченный буддизм, этика, экология, энвайронментализм

Аннотация

Существует тенденция ассоциировать буддизм с заботой об окружающей среде, непричинением вреда и иногда даже вегетарианством. Эти взгляды имеют свои основания: многие современные буддийские организации обращаются к глобальным экологическим проблемам и предлагают свои варианты их решения. Тем не менее часть исследователей буддизма отмечает, что традиционно буддизм антропоцентричен и имеет своей целью помощь людям в достижении освобождения от сансары, обходя стороной экологические вопросы. Другая часть исследователей обращается к фундаментальным буддийским концепциям, например концепции взаимозависимого возникновения, утверждая, что в буддизме имплицитно содержится экологическая проблематика. В академических кругах тема экологии в контексте буддизма стала разрабатываться с 1960-х годов, и в последние два десятилетия мы видим попытки создания буддийской энвайронментальной этики, которая бы отвечала на конкретные экологические вызовы. В рамках этой статьи я предлагаю, во-первых, обозначить положения классического буддизма, которые можно интерпретировать в экологическом контексте. Во-вторых, обратиться к критике представления об экологичности буддизма. В-третьих, рассмотреть примеры деятельности некоторых современных крупных буддийских организаций, что может быть особенно актуально в контексте современных городских исследований и практик. Анализ экологических инициатив буддийских общин в городской среде может предложить новые подходы к устойчивому развитию городов, экологической трансформации урбанистических пространств и формированию экологического сознания горожан.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Влада Алексеевна Волкова, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ)

Аспирантка, кафедра истории зарубежной философии, философский факультет, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ)

Литература

Дигха-никая (Собрание длинных поучений) (2020) / Пер. с пали, статьи, коммент. и прил. А.Я. Сыркина; отв. ред. В. П. Андросов. М.: Наука.

Дондуков Б. Ц. (2022) Инициативы Центрального хурула, направленные на улучшение экологической ситуации в Республике Калмыкия // Кунсткамера. 2022. № 4 (18). С. 58–66.

Сутра «Поучения Вималакирти» (2005) / Пер. с тиб. A.M. Донца. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН.

Buddhadasa B. (1991) Me and Mine: Selected Works of Bhikkhu Buddhadasa / D.K. Swearer (ed). New Delhi: Sri Satguru Pub.

Chadwick D. H. (1995) The Fate of the Elephant. L.: Sierra Club Books, Penguin Books LTD.

Clugston R. (2012) Faith Traditions and Sustainable Development // Exploring Synergies between Faith Values and Education for Sustainable Development. Vol. 4. P. 1–81.

Darlington S. M. (2017) Contemporary Buddhism and Ecology // The Oxford Handbook of Contemporary Buddhism / M. Jerryson (ed.). NY: Oxford University Press. P. 487–503. DOI: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199362387.013.26

Dhammika S. (2015) Nature and the Environment in Early Buddhism. Singapore: Buddha Dhamma Mandala Society, 2015.

Hanh T. N. Dharma Talk: History of Engaged Buddhism. The Mindfulness Bell. Режим доступа: https://www.parallax.org/mindfulnessbell/article/dharma-talk-history-of-engaged-buddhism/ (дата обращения: 15.01.2024).

Harris I. (1991) How Environmentalist Is Buddhism? // Religion. Vol. 21. P. 101–114. DOI: https://doi.org/10.1016/0048-721X(91)90058-X

Henning D. H. (2002) A Manual for Buddhism and Deep Ecology. Lismore: Buddha Dharma Education Association.

Ives Ch. (2017) Buddhism // Routledge Handbook of Religion and Ecology / W. Jenkins et al. (eds). NY: Routledge.

King S. B. (2009) Socially Engaged Buddhism (Dimensions of Asian Spirituality). Honolulu: University of Hawaii Press. DOI: https://doi.org/10.21313/hawaii/9780824833350.001.0001

Lewis C. C. (2020). Dalai Lama Promotes the Compassion of Vegetarianism for World Animal Day. Buddhistdoor Global. Режим доступа: https://www.buddhistdoor.net/news/dalai-lama-promotes-the-compassion-of-vegetarianism-for-world-animal-day/ (дата обращения: 21.01.2024).

Samuels J. (2016) Buddhist Disaster Relief: Monks, Networks, and the Politics of Religion // Asian Ethnology. Vol. 75. № 1. P. 53–74. DOI: https://doi.org/10.18874/ae.75.1.03

The Book of the Discipline (Vinaya-Pitaka) (2000) / I. B. Horner (tr.). Pali Text Society. Vol. I (Suttavibhanga).

The Book of the Discipline (Vinaya-Pitaka) (1951) / I. B. Horner (tr.). London: Luzac & Company. Vol. I. (Mahavagga).

The Connected Discourses of the Buddha: A New Translation of the Samyutta Nikaya. (2000) / B. Bodhi (tr.). Boston: Wisdom Publications.

The Group of Discourses (Sutta-Nipata) (2001) / K.R. Norman (tr.). Oxford: Pali Text Society.

The Middle Length Discourses of the Buddha: A New Translation of the Majjhima Nikaya. (2009) / B. Bodhi, B. Nanamoli (tr.). Boston: Wisdom Publications.

The Numerical Discourses of the Buddha: A Complete Translation of the Anguttara Nikaya. (2012) / B. Bodhi (tr.). Boston: Wisdom Publications.

Upali Rev. (2013) Pāli Terminologies for ‘Nature’: ‘Harmonious Co-existence’ // Buddhistdoor Global. Режим доступа: https://www.buddhistdoor.net/features/pali-terminologies-for-nature-harmonious-co-existence-in-biodiversity/ (дата обращения: 21.01.2024).

Vinaya Texts (1881) / T. W. Rhys Davids, H. Oldenberg (tr.). Oxford: The Clarendon Press. Part I: The Pâtimokkha The Mahâvagga, I–IV.

Zielke Z. (2023) Contesting Religious Boundaries with Care: Engaged Buddhism and Eco-Activism in the UK // Religions. Vol. 14. № 8. P. 986. DOI: https://doi.org/10.3390/rel14080986

Опубликован
2024-10-27
Как цитировать
ВолковаВ. А. (2024). От спасения себя к спасению деревьев: экологические представления и практики в раннем и современном буддизме. Городские исследования и практики, 9(3), 60-66. https://doi.org/10.17323/usp93202460-66