От спасения себя к спасению деревьев: экологические представления и практики в раннем и современном буддизме
Аннотация
Существует тенденция ассоциировать буддизм с заботой об окружающей среде, непричинением вреда и иногда даже вегетарианством. Эти взгляды имеют свои основания: многие современные буддийские организации обращаются к глобальным экологическим проблемам и предлагают свои варианты их решения. Тем не менее часть исследователей буддизма отмечает, что традиционно буддизм антропоцентричен и имеет своей целью помощь людям в достижении освобождения от сансары, обходя стороной экологические вопросы. Другая часть исследователей обращается к фундаментальным буддийским концепциям, например концепции взаимозависимого возникновения, утверждая, что в буддизме имплицитно содержится экологическая проблематика. В академических кругах тема экологии в контексте буддизма стала разрабатываться с 1960-х годов, и в последние два десятилетия мы видим попытки создания буддийской энвайронментальной этики, которая бы отвечала на конкретные экологические вызовы. В рамках этой статьи я предлагаю, во-первых, обозначить положения классического буддизма, которые можно интерпретировать в экологическом контексте. Во-вторых, обратиться к критике представления об экологичности буддизма. В-третьих, рассмотреть примеры деятельности некоторых современных крупных буддийских организаций, что может быть особенно актуально в контексте современных городских исследований и практик. Анализ экологических инициатив буддийских общин в городской среде может предложить новые подходы к устойчивому развитию городов, экологической трансформации урбанистических пространств и формированию экологического сознания горожан.
Скачивания
Литература
Дигха-никая (Собрание длинных поучений) (2020) / Пер. с пали, статьи, коммент. и прил. А.Я. Сыркина; отв. ред. В. П. Андросов. М.: Наука.
Дондуков Б. Ц. (2022) Инициативы Центрального хурула, направленные на улучшение экологической ситуации в Республике Калмыкия // Кунсткамера. 2022. № 4 (18). С. 58–66.
Сутра «Поучения Вималакирти» (2005) / Пер. с тиб. A.M. Донца. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН.
Buddhadasa B. (1991) Me and Mine: Selected Works of Bhikkhu Buddhadasa / D.K. Swearer (ed). New Delhi: Sri Satguru Pub.
Chadwick D. H. (1995) The Fate of the Elephant. L.: Sierra Club Books, Penguin Books LTD.
Clugston R. (2012) Faith Traditions and Sustainable Development // Exploring Synergies between Faith Values and Education for Sustainable Development. Vol. 4. P. 1–81.
Darlington S. M. (2017) Contemporary Buddhism and Ecology // The Oxford Handbook of Contemporary Buddhism / M. Jerryson (ed.). NY: Oxford University Press. P. 487–503. DOI: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199362387.013.26
Dhammika S. (2015) Nature and the Environment in Early Buddhism. Singapore: Buddha Dhamma Mandala Society, 2015.
Hanh T. N. Dharma Talk: History of Engaged Buddhism. The Mindfulness Bell. Режим доступа: https://www.parallax.org/mindfulnessbell/article/dharma-talk-history-of-engaged-buddhism/ (дата обращения: 15.01.2024).
Harris I. (1991) How Environmentalist Is Buddhism? // Religion. Vol. 21. P. 101–114. DOI: https://doi.org/10.1016/0048-721X(91)90058-X
Henning D. H. (2002) A Manual for Buddhism and Deep Ecology. Lismore: Buddha Dharma Education Association.
Ives Ch. (2017) Buddhism // Routledge Handbook of Religion and Ecology / W. Jenkins et al. (eds). NY: Routledge.
King S. B. (2009) Socially Engaged Buddhism (Dimensions of Asian Spirituality). Honolulu: University of Hawaii Press. DOI: https://doi.org/10.21313/hawaii/9780824833350.001.0001
Lewis C. C. (2020). Dalai Lama Promotes the Compassion of Vegetarianism for World Animal Day. Buddhistdoor Global. Режим доступа: https://www.buddhistdoor.net/news/dalai-lama-promotes-the-compassion-of-vegetarianism-for-world-animal-day/ (дата обращения: 21.01.2024).
Samuels J. (2016) Buddhist Disaster Relief: Monks, Networks, and the Politics of Religion // Asian Ethnology. Vol. 75. № 1. P. 53–74. DOI: https://doi.org/10.18874/ae.75.1.03
The Book of the Discipline (Vinaya-Pitaka) (2000) / I. B. Horner (tr.). Pali Text Society. Vol. I (Suttavibhanga).
The Book of the Discipline (Vinaya-Pitaka) (1951) / I. B. Horner (tr.). London: Luzac & Company. Vol. I. (Mahavagga).
The Connected Discourses of the Buddha: A New Translation of the Samyutta Nikaya. (2000) / B. Bodhi (tr.). Boston: Wisdom Publications.
The Group of Discourses (Sutta-Nipata) (2001) / K.R. Norman (tr.). Oxford: Pali Text Society.
The Middle Length Discourses of the Buddha: A New Translation of the Majjhima Nikaya. (2009) / B. Bodhi, B. Nanamoli (tr.). Boston: Wisdom Publications.
The Numerical Discourses of the Buddha: A Complete Translation of the Anguttara Nikaya. (2012) / B. Bodhi (tr.). Boston: Wisdom Publications.
Upali Rev. (2013) Pāli Terminologies for ‘Nature’: ‘Harmonious Co-existence’ // Buddhistdoor Global. Режим доступа: https://www.buddhistdoor.net/features/pali-terminologies-for-nature-harmonious-co-existence-in-biodiversity/ (дата обращения: 21.01.2024).
Vinaya Texts (1881) / T. W. Rhys Davids, H. Oldenberg (tr.). Oxford: The Clarendon Press. Part I: The Pâtimokkha The Mahâvagga, I–IV.
Zielke Z. (2023) Contesting Religious Boundaries with Care: Engaged Buddhism and Eco-Activism in the UK // Religions. Vol. 14. № 8. P. 986. DOI: https://doi.org/10.3390/rel14080986