Театр в городе будущего: строительство и сотворчество

  • Вероника Леонтьевна Шарова Институт философии РАН
Ключевые слова: конструктивизм, гетеротопия, пролеткульт, «творческий театр», город-коммуна, практики соучастия, Александр Богданов, Анатолий Луначарский, Платон Керженцев

Аннотация

Раннесоветское искусство 1920-х первой половины 1930-х годов представляло собой широкое поле экспериментов, которые затронули все без исключения сферы — литературу, кинематограф, изобразительное искусство; не стал исключением и театр.

В статье рассматривается, как в первое послереволюционное десятилетие формировался образ нового театра в качестве социальной практики, политического явления и элемента городского ландшафта. Новое представление о том, чем является — и должен быть — театр, было сформулировано теоретиками пролеткульта, в том числе Анатолием Луначарским и Александром Богдановым, а также автором книги «Творческий театр» Платоном Керженцевым, предположившим, что «новый театр созидается... коммуной городом, деревней, кварталом, заводом, фабричным поселком, Советом, самой массой». Предложенная Керженцевым концепция «соседских театров», созданных соседями пролетарского квартала, фабричного поселка и т.д., соотносится в статье с современной концепцией урбанистики — идеей соучаствующего проектирования. В контексте проблематики статьи также анализируется понятие «гетеротопия», введенное Мишелем Фуко для описания мест, обладающих свойствами пространства переходного типа. По Фуко, именно городские пространства обладают наиболее интенсивно выраженными признаками гетеротопии, в их числе кладбища, музеи, тюрьмы, театры. Сделан вывод, что театр нового типа, создававшийся в эпоху радикального перехода от одного типа политического общежития к другому, был трансгрессивным явлением в организационном, дискурсивном и пространственном смыслах. То же можно сказать и о новом типе городского развития, предложенном идеологами и архитекторами в начале 1920-х годов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Вероника Леонтьевна Шарова, Институт философии РАН

Кандидат политических наук, научный сотрудник сектора философии российской истории, Институт философии РАН.

Опубликован
2024-05-22
Как цитировать
ШароваВ. Л. (2024). Театр в городе будущего: строительство и сотворчество. Городские исследования и практики, 9(1), 15-22. https://doi.org/10.17323/usp91202415-22