Гулять или не гулять? Как современные родители организуют независимую мобильность детей
Аннотация
В статье обсуждается роль независимой мобильности в психологическом развитии детей и ее вклад в физическое и психологическое благополучие школьников через физическую нагрузку, развитие когнитивных, социальных и других навыков, повышение психологической устойчивости, поддержание отношений и совместную деятельность со сверстниками. Обсуждается понятие «родительских лицензий» на детскую независимую мобильность, процесс их получения детьми и образ «безаварийных перемещений», которые обычно являются допуском к получению лицензии следующего уровня. Обсуждаются основные факторы, влияющие на готовность родителей выдавать детям разрешения на перемещения без взрослых по району проживания и более удаленным территориям, включая возраст ребенка, количество детей в семье, характеристики района и страхи родителей, касающиеся средовых или социальных рисков перемещений для ребенка. Приводятся данные о мировом тренде снижения детской независимой мобильности и соответствии ему российских показателей, обсуждаются изменение в образе жизни детей и семей разных поколений и цифровое опосредование родительского контроля за детскими перемещениями («смарт-мобильность»). Приводятся результаты количественного и пилотажного качественного исследований; они включают в себя количественную оценку лицензий на независимую мобильность московских школьников 12–15 лет (539 респондентов, Москва) и качественный анализ ответов молодых взрослых на открытые вопросы об их детском опыте независимой мобильности (34 респондента, Москва). Город выступает территорией игры, общения, обучения, досуга, планирования будущего для детей; большую роль в их развитии играет опыт освоения городского пространства без родителей. Обсуждается комплексность и многомерность вклада независимых перемещений в детстве в разные аспекты дальнейшей социализации человека, в том числе в развитие агентности, и формулируются перспективы дальнейших качественных и количественных исследований детских перемещений в более широком контексте.
Скачивания
Литература
Бочавер А. А., Корзун А. Н., Поливанова К. Н. (2017) Уличный досуг детей и подростков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 14. No 3. С. 470–490.
Бочавер А. А., Резниченко С. И. (2018) Внедомашнее пространство как источник удовлетворения базовых и высших потребностей // Психологический журнал. Т. 39. No 6. С. 27–36.
Глазков К. П. (2016) Лицензия на независимую мобильность школьников в контексте отношений с родителями // Городские исследования и практики. Т. 1. No 4. С. 37–46.
Осорина М. В. (2019) Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер. 448 с.
Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Павленко К. В., Сивак Е. В. (2020) Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ. 384 с.
Сергеева О. В., Лактюхина Е. Г. (2019) Социальные аспекты цифровизации детской городской мобильности // Журнал исследований социальной политики. Т. 17. No 4. С. 507–524.
Сивак Е. В., Глазков К. П. (2017) Жизнь вне класса: повседневная мобильность школьников // Вопросы образования. Т. 2. С. 113–133.
Alparone F. R., Pacilli M. G. (2012) On Children’s Independent Mobility: The Interplay of Demographic, Environmental, and Psychosocial Factors // Children’s Geographies. No. 10(1). P. 109–122. https://doi.org/10.1080/14733285.2011.638173.
American Academy of Pediatrics (2007) The Importance of Play in Promoting Healthy Child Development and Maintaining Strong Parent–Child Bonds // Pediatrics. Vol. 119 (1). P. 182–191.
Braun V., Clarke V. (2006) Using Thematic Analysis in Psychology // Qualitative Research in Psychology. Vol. 3. No. 2. P. 77–101.
Brown B., Mackett R., Gong Y., Kitazawa K., Paskins J. (2008) Gender Differences in Children’s Pathways to Independent Mobility // Children’s Geographies. Vol. 6. No. 4. P. 385–401. DOI: 10.1080/14733280802338080
Castonguay G., Jutras S. (2009) Children’s Appreciation of Outdoor Places in a Poor Neighborhood // Journal of Environmental Psychology. Vol. 29. P. 101–109.
Clark C., Uzzell D. L. (2002) The Affordances of the Home, Neighbourhood, School and Town Centre for Adolescents // Journal of Environmental Psychology. Vol. 22. P. 95–108.
Egli V., Villanueva K., Donnellan N., Mackay L., Forsyth E., Zinn C., Kytta M., Smith M. (2019) Understanding Children’s Neighbourhood Destinations: Presenting the Kids-Pond Framework // Children’s Geographies. Vol. 18 (4). P. 420–434. DOI: 10.1080/14733285.2019.1646889
Fotel T., Thomsen T. (2004) The Surveillance of Children’s Mobility // Surveillance and Society. Vol. 1 (4). P. 535–554.
Fyhri A., Hjorthol R., Mackett R. L., Fotel T. N., Kyttä M. (2011) Children’s Active Travel and Independent Mobility in Four Countries: Development, Social Contributing Trends and Measures // Transport Policy. Vol. 18 (5). P. 703–710.
Hillman M., Adams J., Whitelegg J. (1990) One False Move... A Study of Children’s Independent Mobility. London: Policy Studies Institute.
Horton J., Christensen P., Kraftl P., Hadfield-Hill S. (2014) ‘Walking... Just Walking’: How Children and Young People’s Everyday Pedestrian Practices Matter // Social & Cultural Geography. Vol. 15. No. 1. P. 94–115. DOI: 10.1080/14649365.2013.864782
Korpela K., Kytta M., Hartig T. (2002) Restorative Experience, Self-Regulation, and Children’s Place Preferences // Journal of Environmental Psychology. Vol. 22. P. 387–398
Kyttä M. (2004) The Extent of Children’s Independent Mobility and the Number of Actualized Affordances as Criteria for Child-Friendly Environment // Journal of Environmental Psychology. Vol. 24. No. 2. P. 179–198.
Marzi I., Demetriou Y., Reimers A. K. (2018) Social and Physical Environmental Correlates of Independent Mobility in Children: A Systematic Review Taking Sex/Gender Differences into Account // International Journal of Health Geographics. Vol. 17. No. 24. https://doi.org/10.1186/s12942-018-0145-9
Mutz M., Müller J. (2016) Mental Health Benefits of Outdoor Adventures: Results from Two Pilot Studies // Journal of Adolescence. Vol. 49. P. 105–114.
Pacilli M. G., Giovannelli I., Prezza M., Augimeri L. L. (2013) Children and the Public Realm: Antecedents and Consequences of Independent Mobility in a Group of 11- to 13-Year-Old Italian Children // Children’s Geographies. Vol. 11(4). P. 377–393.
Piccininni C., Michaelson V., Janssen I., Pickett W. (2018) Outdoor Play and Nature Connectedness as Potential Correlates of Internalized Mental Health Symptoms Among Canadian Adolescents // Preventive Medicine. Vol. 112. P. 168–175. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ypmed.2018.04.020
Prezza M., Alparone F. R., Cristallo C., Luigi S. (2005) Parental Perception of Social Risk and of Positive Potentiality of Outdoor Autonomy for Children: the Development of Two Instruments // Journal of Environmental Psychology. Vol. 25. P. 437–453.
Prezza M., Pilloni S., Morabito C., Sersante C., Alparone F. R., Giuliani M. V. (2001) The Influence of Psychosocial and Environmental Factors on Children’s Independent Mobility and Relationship to Peer Frequentation // Journal of Community and Applied Social Psychology. Vol. 11. P. 435–450.
Shaw B., Bicket M., Elliott B., Fagan-Watson B., Mocca E., Hillman M. (2015) Children’s Independent Mobility: An International Comparison and Recommendations for Action. Режим доступа: http://westminsterresearch.wmin.ac.uk/15650/1/PSI_finalreport_2015.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
Siibak A. (2019) Digital Parenting and the Datafied Child // Educating 21st Century Children: Emotional Well-Being in the Digital Age / T. Burns, F. Gottchalk (eds.). Paris, Educational Research and Innovation, OECD Publishing. P. 103–121.
Sobel D. (1990) A Place in the World: Adults’ Memories of Childhood Special Places // Children’s Environments Quarterly. Vol. 7. P. 5–12.