О понятии «экология культуры»: история и современное состояние
Аннотация
В статье рассматривается история понятия «экология культуры». Данное понятие в 1979 году предложил Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906–1999). Он трактовал его как синоним нравственной экологии. Используемая в статье оптика «истории понятий» разворачивается в трех аспектах: генеалогическом, институциональном и эпистемологическом. В российской истории данного понятия автор видит цезуру рубежа 1990–2000-х годов.
В 1990-е годы в разработке идеи экологии культуры заметную роль сыграл известный российский искусствовед и философ Олег Игоревич Генисаретский (1942–2022). Он разрабатывал понятие экологии культуры для продвижения культурно-экологического подхода в проектной (дизайнерской) деятельности. Начиная с середины 2000-х, несмотря на существенную поддержку проекта экологии культуры в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Лихачева, данное понятие все больше приобретает черты мемориального; обращение к нему в основном приурочено к юбилейным годовщинам Лихачева. Однако еще более существенной уязвимостью постлихачевской экологии культуры оказывается ее спекулятивный характер — тенденция к производству в ее рамках все новых и новых терминов. Появление в 2010–2020-е годы в связке с «экологией культуры» в российском гуманитарном пространстве таких нестрогих и недостаточно проработанных понятий, как «лингвоэкология» или «экология образования», скорее девальвирует эпистемологическое и проектное содержание термина «экология культуры», нежели действительно развивает его. Перспективы предложенного Лихачевым понятия видятся не в выделении экологии культуры как еще одного поля обширных окологуманитарных изысканий и не в оптике нравственной экологии, а во включении данного понятия в практику современных энвайронментальных и экокритических подходов, включая городские исследования.