Оптимизация городской мобильности: потенциал и ограничения модели «мобильность как услуга»

  • София Константиновна Макаревич Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
  • Олег Борисович Янишевский Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Ключевые слова: городская мобильность, мобильность как услуга (МКУ), транспортное поведение, задачи транспорта, потребности горожан

Аннотация

Мобильность как услуга (МКУ) — системный сервис, во всем мире внедряемый в транспортные инфраструктуры городов с целью повышения удобства и качества внутригородских перевозок, эффективного сокращения нагрузки на транспортные узлы через оптимизацию пассажиропотока и обеспечения устойчивого развития транспортной инфраструктуры, в которую сервис внедрен. Поскольку сервис был разработан исходя из управленческих потребностей, а не на основе реального спроса пассажиров, прямая связь между потребностями пользователей и предлагаемыми решениями в рамках МКУ присутствует не всегда. В статье раскрывается противоречие: отвечает ли система МКУ требованиям пользователей или она являются искусственным инструментом, накладываемым на существующую транспортную инфраструктуру. В работе детально рассматриваются особенности транспортного поведения горожан, а также цели и задачи, заложенные в системы МКУ.

В результате кодирования переменных «задачи МКУ» и «потребности пассажиров» на основании анализа источников на указанную тематику демонстрируются возможности и ограничения сервиса, выделяются и типологизируются основные задачи новой системы организации устойчивого городского транспортного планирования в области организации пассажиропотока, а также потребности горожан во время поездок. Проведенное исследование показало, что лишь малая часть всех поставленных перед новыми цифровыми системами задач связаны с интересами пользователей. Потребности и особенности перемещения горожан могут уходить на второй план в рамках разработки сервисов новой мобильности и не совпадать с пользовательским запросом. Отсутствие баланса и превалирование решения административных задач затрудняет достижение устойчивого функционирования систем мобильности и в перспективе не позволяет обеспечить комфортную мобильность.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

София Константиновна Макаревич, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Аспирантка, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Олег Борисович Янишевский, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Аспирант, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Опубликован
2024-10-27
Как цитировать
МакаревичС. К., & ЯнишевскийО. Б. (2024). Оптимизация городской мобильности: потенциал и ограничения модели «мобильность как услуга». Городские исследования и практики, 9(3), 78-94. https://doi.org/10.17323/usp93202478-94