Оптимизация городской мобильности: потенциал и ограничения модели «мобильность как услуга»
Аннотация
Мобильность как услуга (МКУ) — системный сервис, во всем мире внедряемый в транспортные инфраструктуры городов с целью повышения удобства и качества внутригородских перевозок, эффективного сокращения нагрузки на транспортные узлы через оптимизацию пассажиропотока и обеспечения устойчивого развития транспортной инфраструктуры, в которую сервис внедрен. Поскольку сервис был разработан исходя из управленческих потребностей, а не на основе реального спроса пассажиров, прямая связь между потребностями пользователей и предлагаемыми решениями в рамках МКУ присутствует не всегда. В статье раскрывается противоречие: отвечает ли система МКУ требованиям пользователей или она являются искусственным инструментом, накладываемым на существующую транспортную инфраструктуру. В работе детально рассматриваются особенности транспортного поведения горожан, а также цели и задачи, заложенные в системы МКУ.
В результате кодирования переменных «задачи МКУ» и «потребности пассажиров» на основании анализа источников на указанную тематику демонстрируются возможности и ограничения сервиса, выделяются и типологизируются основные задачи новой системы организации устойчивого городского транспортного планирования в области организации пассажиропотока, а также потребности горожан во время поездок. Проведенное исследование показало, что лишь малая часть всех поставленных перед новыми цифровыми системами задач связаны с интересами пользователей. Потребности и особенности перемещения горожан могут уходить на второй план в рамках разработки сервисов новой мобильности и не совпадать с пользовательским запросом. Отсутствие баланса и превалирование решения административных задач затрудняет достижение устойчивого функционирования систем мобильности и в перспективе не позволяет обеспечить комфортную мобильность.