Соучаствующее проектирование устойчивого городского будущего: как вовлечь молодых взрослых?
Аннотация
Городская среда становится мощным мотиватором территориальной мобильности горожан, в первую очередь молодых взрослых. Совместное проектирование становится одним из условий развития города и саморазвития горожан, которое выражается в возможности молодых взрослых самостоятельно реализовывать свои замыслы и проживать в комфортном городском пространстве. Это приводит к необходимости поиска эффективных способов вовлечения этой возрастной категории горожан в решение вопросов развития городской среды и устойчивого городского будущего. В статье предпринята попытка выявления и обоснования эффективных механизмов, форм и способов соучаствующего проектирования молодыми взрослыми городского будущего. Эти компоненты описаны на материале собственной практики соучаствующего проектирования, в том числе участия в проекте City Transformers, опыта работы с молодыми взрослыми Москвы и Красноярска. В качестве основных механизмов такого проектирования молодыми взрослыми устойчивого городского будущего следует рассматривать: построение коммуникативной среды, сетевое взаимодействие и стратегическое планирование. Эффективными способами погружения молодых взрослых в вопросы устойчивого городского будущего могут стать: решение кейсов, фокус-групповое интервью, проектные семинары, мастерские, коммуникационные игры и проведение исследований. Представленный в работе материал может стать основой для разработки концепции осознанного участия молодых взрослых в проектировании и развитии города, а также технологии соучаствующего проектирования в контексте устойчивого городского будущего с участием молодых горожан.
Скачивания
Литература
Азбель А.А., Илюшин Л.С. (2014) Тетрадь кейсовых практик: опыт самостоятельных исследований в 8–9 классе. Ч. 2. СПб.: Школьная лига.
Белбин Р.М. (2003) Типы ролей в команде менеджеров. М.: НIPPO
Беркинг Х., Лев М. (ред.) (2017) Собственная логика городов: Новые подходы в урбанистике. М.: Новое литературное обозрение.
Боно Э. (2012) Латеральное мышление. Минск: Попури.
Веселкова Н.В. (2010) Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования // Социология: методология, методы, математическое моделирование. № 31. С. 5–29.
Виноградова И.А. (2019) Тренинг креативного мышления: учебно-методическое пособие. М.: МГПУ.
Габидулина С.З. (2012) Психология городской среды. М.: Смысл.
Ганжинова С., Красноперова И., Мальцев Г., Рачев П., Румянцев Н. (2020) URBAN HEALTH. М.: Автономная некоммерческая организация «Московский урбанистический форум».
Гейл Я. (2012) Города для людей. М.: Концерн «Крост».
Глазков К. (2015) Ментальные карты: ограничения метода и образ «чужого» в малом городе // Laboratorium. Т. 7. № 3. С. 106–117.
Горожанин (2017) Горожанин: что мы знаем о жителе большого города? М.: Strelka Press.
Дженкинс Г. (2019) Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа. М.: Рипол-Классик.
Иванова Е.В., Виноградова И.А. (2020) Социокультурное пространство города вокруг образовательной организации: зачем и как исследовать? // Образование и Город: практики соучаствующего проектирования. Сборник статей по итогам Второго ежегодного международного симпозиума / под ред. С.Н. Вачковой. Москва. С. 34–41.
Иванова Е.В., Нестерова О.В., Виноградова И.А., Маякова Е.В. (2019) Дружественная городская среда: 5 шагов навстречу детям // Univercity: Города и Университеты. М.: Экон-Информ. С. 89–104.
Калашникова А.В. (сост.) (2017) Культурный проект: от замысла к реализации. Материалы по проектной деятельности в сфере культуры. Опыт практической реализации проектов. Белгород: БГЦНТ.
КБ Стрелка (2015) Социокультурные проекты как двигатель развития малых городов и сел. Режим доступа: http://cultmosaic.ru/content-load-Issledovanie_socioculturnye_proekty_dvigatel_razvitia.pdf (дата обращения: 04.09.2020).
Мартынова А.Д. (2015) Актуализационный тренинг «Школьный психолог»: на грани между реальным и идеальным // Молодежная психологическая школа: сборник научно-методических материалов / под ред. О.И. Ключко. СПб.: Издательство «НИЦ АРТ».
Митин И.И. (2017) Ментальные карты города: история понятия и разнообразие подходов // Городские исследования и практики. Т. 2. № 3 (8). С. 64–79.
Нестик Т.А., Журавлев А.Л. (2011) Формы организации и стимулирования совместного творчества в современных компаниях // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 190–196.
Оуэн Х. (2008) Технология «Открытое пространство»: Руководство для пользователя. Новосибирск.
Папанек В. (2018) Дизайн для реального мира. М.: Изд. Д. Аронов.
Разинская В.Д. (2015) Потенциальная территориальная мобильность молодежи Перми // Власть. № 7. С. 111–115.
Райт Ф.Л. (2018) Исчезающий город. М.: Strelka Press. (Добавлена буква "Л.")
Рыбчинский В. (2015) Городской конструктор: Идеи и города. М.: Strelka Press.
Санофф Г. (2015) Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Вологда: Проектная группа В.
Смолова Л.В. (2010) Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). СПб.: СПбГИПСР
Снигирева Н. (2016) Как вовлечь жителей в проектирование общественных пространств. Методические рекомендации. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1PZdNXCyyhXeEaDAbdYTvBwinncdaxSZQ/view (дата обращения: 04.09.2020).
Ушаков Д.В. (ред.) (2011) Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам. М.: Ин-т психологии РАН.
Эллард К. (2016) Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М.: Альпина Паблишер.
Bell P.A., Greene T.C., Fisher J.D., Baum A. (2001) Environmental Psychology. 5th ed. New York: Harcourt College Publishers.
Carson R. (2002) Silent Spring: 40th Anniversary Edition. Boston; New York: Mariner Books.
Cassidy T. (1997) Environmental Psychology: Behavior and Experience in Context. Cornwall.
Doise M. (1987) Idee Nouvelles et Notions Anciennes // Perspectives Cognitives et Conduits Sociales / J.-L. Beauvois, R.-V. Joule, J.-M. Monteil (eds.). Cousset: DelVal. P. 229–243.
Dreyfuss H. (2003) Designing for People. New York: Allworth Press.
Feller R. (1968) Effect of Varying Corridor Illumination on Noise Level in a Residential Hall // Journal of College Student Personnel. No. 9. P. 229–241.
Gifford R. (2002) Environmental Psychology: Principles and Practice. Canada: Optimal books.
Jacobs J. (1993) The Death and Life of Great American Cities. New York: Random House
Jacobson D. (2006) Mental Maps // Encyclopedia of Human Geography / B. Warf (ed.). Thousand Oaks, CA; London; New Delhi: SAGE Publications. P. 299–301.
Lynch K. (1960) The Image of the City. Cambridge, MA: MIT Press.
Margolin V. (2002) The Politics of the Artificial: Essays on Design and Design Studies. Chicago; London: University of Chicago Press.
Sommer R. (1983) Social Design: Creating Buildings with People in Mind. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
UNICEF (2018) Shaping Urbanization for Children United Nations on Children’s Fund
Wohlwill J.F. (1976) Environmental Esthetics: The Environment as a Source of Affect // Human Behavior and Environment: Advances in Theory and Research. Vol. 1. New York: Plenum Press. P. 37–86.