Соучаствующее проектирование устойчивого городского будущего: как вовлечь молодых взрослых?

  • Ирина Анатольевна Виноградова Московский городской педагогический университет
  • Елена Владимировна Иванова Московский городской педагогический университет
  • Екатерина Михайловна Барсукова Московский городской педагогический университет
Ключевые слова: городское будущее, молодые взрослые, практики соучаствующего проектирования, проектирование, сетевое взаимодействие, соучаствующее проектирование

Аннотация

Городская среда становится мощным мотиватором территориальной мобильности горожан, в первую очередь молодых взрослых. Совместное проектирование становится одним из условий развития города и саморазвития горожан, которое выражается в возможности молодых взрослых самостоятельно реализовывать свои замыслы и проживать в комфортном городском пространстве. Это приводит к необходимости поиска эффективных способов вовлечения этой возрастной категории горожан в решение вопросов развития городской среды и устойчивого городского будущего. В статье предпринята попытка выявления и обоснования эффективных механизмов, форм и способов соучаствующего проектирования молодыми взрослыми городского будущего. Эти компоненты описаны на материале собственной практики соучаствующего проектирования, в том числе участия в проекте City Transformers, опыта работы с молодыми взрослыми Москвы и Красноярска. В качестве основных механизмов такого проектирования молодыми взрослыми устойчивого городского будущего следует рассматривать: построение коммуникативной среды, сетевое взаимодействие и стратегическое планирование. Эффективными способами погружения молодых взрослых в вопросы устойчивого городского будущего могут стать: решение кейсов, фокус-групповое интервью, проектные семинары, мастерские, коммуникационные игры и проведение исследований. Представленный в работе материал может стать основой для разработки концепции осознанного участия молодых взрослых в проектировании и развитии города, а также технологии соучаствующего проектирования в контексте устойчивого городского будущего с участием молодых горожан.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Ирина Анатольевна Виноградова, Московский городской педагогический университет

Кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета

Елена Владимировна Иванова, Московский городской педагогический университет

Кандидат психологических наук, доцент, заведующая Лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов Московского городского педагогического университета

Екатерина Михайловна Барсукова, Московский городской педагогический университет

Научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур научноисследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета

Литература

Азбель А.А., Илюшин Л.С. (2014) Тетрадь кейсовых практик: опыт самостоятельных исследований в 8–9 классе. Ч. 2. СПб.: Школьная лига.

Белбин Р.М. (2003) Типы ролей в команде менеджеров. М.: НIPPO

Беркинг Х., Лев М. (ред.) (2017) Собственная логика городов: Новые подходы в урбанистике. М.: Новое литературное обозрение.

Боно Э. (2012) Латеральное мышление. Минск: Попури.

Веселкова Н.В. (2010) Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования // Социология: методология, методы, математическое моделирование. № 31. С. 5–29.

Виноградова И.А. (2019) Тренинг креативного мышления: учебно-методическое пособие. М.: МГПУ.

Габидулина С.З. (2012) Психология городской среды. М.: Смысл.

Ганжинова С., Красноперова И., Мальцев Г., Рачев П., Румянцев Н. (2020) URBAN HEALTH. М.: Автономная некоммерческая организация «Московский урбанистический форум».

Гейл Я. (2012) Города для людей. М.: Концерн «Крост».

Глазков К. (2015) Ментальные карты: ограничения метода и образ «чужого» в малом городе // Laboratorium. Т. 7. № 3. С. 106–117.

Горожанин (2017) Горожанин: что мы знаем о жителе большого города? М.: Strelka Press.

Дженкинс Г. (2019) Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа. М.: Рипол-Классик.

Иванова Е.В., Виноградова И.А. (2020) Социокультурное пространство города вокруг образовательной организации: зачем и как исследовать? // Образование и Город: практики соучаствующего проектирования. Сборник статей по итогам Второго ежегодного международного симпозиума / под ред. С.Н. Вачковой. Москва. С. 34–41.

Иванова Е.В., Нестерова О.В., Виноградова И.А., Маякова Е.В. (2019) Дружественная городская среда: 5 шагов навстречу детям // Univercity: Города и Университеты. М.: Экон-Информ. С. 89–104.

Калашникова А.В. (сост.) (2017) Культурный проект: от замысла к реализации. Материалы по проектной деятельности в сфере культуры. Опыт практической реализации проектов. Белгород: БГЦНТ.

КБ Стрелка (2015) Социокультурные проекты как двигатель развития малых городов и сел. Режим доступа: http://cultmosaic.ru/content-load-Issledovanie_socioculturnye_proekty_dvigatel_razvitia.pdf (дата обращения: 04.09.2020).

Мартынова А.Д. (2015) Актуализационный тренинг «Школьный психолог»: на грани между реальным и идеальным // Молодежная психологическая школа: сборник научно-методических материалов / под ред. О.И. Ключко. СПб.: Издательство «НИЦ АРТ».

Митин И.И. (2017) Ментальные карты города: история понятия и разнообразие подходов // Городские исследования и практики. Т. 2. № 3 (8). С. 64–79.

Нестик Т.А., Журавлев А.Л. (2011) Формы организации и стимулирования совместного творчества в современных компаниях // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 190–196.

Оуэн Х. (2008) Технология «Открытое пространство»: Руководство для пользователя. Новосибирск.

Папанек В. (2018) Дизайн для реального мира. М.: Изд. Д. Аронов.

Разинская В.Д. (2015) Потенциальная территориальная мобильность молодежи Перми // Власть. № 7. С. 111–115.

Райт Ф.Л. (2018) Исчезающий город. М.: Strelka Press. (Добавлена буква "Л.")

Рыбчинский В. (2015) Городской конструктор: Идеи и города. М.: Strelka Press.

Санофф Г. (2015) Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Вологда: Проектная группа В.

Смолова Л.В. (2010) Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). СПб.: СПбГИПСР

Снигирева Н. (2016) Как вовлечь жителей в проектирование общественных пространств. Методические рекомендации. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1PZdNXCyyhXeEaDAbdYTvBwinncdaxSZQ/view (дата обращения: 04.09.2020).

Ушаков Д.В. (ред.) (2011) Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам. М.: Ин-т психологии РАН.

Эллард К. (2016) Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М.: Альпина Паблишер.

Bell P.A., Greene T.C., Fisher J.D., Baum A. (2001) Environmental Psychology. 5th ed. New York: Harcourt College Publishers.

Carson R. (2002) Silent Spring: 40th Anniversary Edition. Boston; New York: Mariner Books.

Cassidy T. (1997) Environmental Psychology: Behavior and Experience in Context. Cornwall.

Doise M. (1987) Idee Nouvelles et Notions Anciennes // Perspectives Cognitives et Conduits Sociales / J.-L. Beauvois, R.-V. Joule, J.-M. Monteil (eds.). Cousset: DelVal. P. 229–243.

Dreyfuss H. (2003) Designing for People. New York: Allworth Press.

Feller R. (1968) Effect of Varying Corridor Illumination on Noise Level in a Residential Hall // Journal of College Student Personnel. No. 9. P. 229–241.

Gifford R. (2002) Environmental Psychology: Principles and Practice. Canada: Optimal books.

Jacobs J. (1993) The Death and Life of Great American Cities. New York: Random House

Jacobson D. (2006) Mental Maps // Encyclopedia of Human Geography / B. Warf (ed.). Thousand Oaks, CA; London; New Delhi: SAGE Publications. P. 299–301.

Lynch K. (1960) The Image of the City. Cambridge, MA: MIT Press.

Margolin V. (2002) The Politics of the Artificial: Essays on Design and Design Studies. Chicago; London: University of Chicago Press.

Sommer R. (1983) Social Design: Creating Buildings with People in Mind. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

UNICEF (2018) Shaping Urbanization for Children United Nations on Children’s Fund

Wohlwill J.F. (1976) Environmental Esthetics: The Environment as a Source of Affect // Human Behavior and Environment: Advances in Theory and Research. Vol. 1. New York: Plenum Press. P. 37–86.

Опубликован
2021-03-09
Как цитировать
ВиноградоваИ. А., ИвановаЕ. В., & БарсуковаЕ. М. (2021). Соучаствующее проектирование устойчивого городского будущего: как вовлечь молодых взрослых?. Городские исследования и практики, 6(3), 39-51. https://doi.org/10.17323/usp63202139-51