Антропология крафтового архитектурного бюро: как идеи превращаются в проекты
Аннотация
В статье рассматривается процесс зарождения и развития архитектурного проекта в небольшом крафтовом бюро из Тюмени. Автор, опираясь на пять с половиной лет опыта работы в архитектурном бюро и данные, полученные методом включенного наблюдения (октябрь 2023-го — июнь 2024-го), анализирует специфику работы бюро, его организационную структуру, коммуникативные практики и особенности взаимодействия с заказчиками. Особое внимание уделяется роли неопределенности и диссонанса в процессе проектирования. На примере двух кейсов проекта в Башкортостане и проекта в Западной Сибири — рассматривается, как неявные представления заказчика, постоянное изменение требований и неформальные правила игры формируют траекторию развития проекта и влияют на конечный результат. Также рассматривается влияние цифровых технологий на архитектурную практику и анализируются преимущества и недостатки крафтового подхода. «Крафтовость» в архитектуре не должна означать хаос и неопределенность. Внедрение более четких организационных структур и коммуникативных процессов позволит крафтовым бюро сохранить свои сильные стороны (творческий подход, индивидуальность), повысив при этом эффективность и профессионализм.
Скачивания
Литература
Добрицына И. А. (2020) Феномен авторского почерка: архитектурное бюро «Атриум» // Теория и история архитектуры. Вып. 1: XI Иконниковские чтения. C. 51–71.
Латур Б. (2013) Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. Перевод с английского К. Федорова. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Рэнд А. (2011) Источник / Пер. с англ. Д. Костыгина. Москва: Альпина Паблишер.
Сеннет Р. (2018) Мастер / Пер.с англ. Л. Б. Сумм. Москва: Strelka Press.
Стандарт комплексного развития территорий. Книга 5. Руководство по разработке проектов (2019). Москва: STRELKA КБ.
Тарабарина Ю., Кузнецова А., Игнатушко М. (2023) 2023: что говорят архитекторы // Archi.ru. Режим доступа: https://archi.ru/russia/99398/chto-govoryat-arkhitektory (дата обращения: 25.05.2024).
Юкина С., Бикмансурова А. (2020) Архитектор в девелопменте // Archi.ru. Режим доступа: https://archi.ru/russia/88417/arkhitektor-v-developmente (дата обращения: 25.05.2024).
Щербота Е. (2018) Крафтовый бизнес — это всегда эксперимент: руководство к творчеству. Агентство «Диалог». Режим доступа: https://topdialog.ru/2018/04/24/kraftovyj-biznes-eto-vsegda-eksperiment-rukovodstvo-k-tvorchestvu/ (дата обращения: 25.05.2024).
Borch C. (2008) Foam Architecture: Managing Co-isolated Associations // Economy and Society. Vol. 37. № 4. P. 548–571.
Cuff D. (1992) Architecture: The Story of Practice. Cambridge: MIT Press.
Farías I. (2015) Epistemic Dissonance: Reconfiguring Valuation in Architectural Practice // Moments of Valuation: Exploring Sites of Dissonance / A. Berthoin Antal, M. Hutter, D. Stark (eds.). Oxford: Oxford University Press.
Gottschling P. (2015) To Submit is to Relate: A Study of Architectural Competitions within Networks of Practices. [Doctoral Dissertation, University of Manchester].
Hagen A. L. (2015) “Calling it a Crisis”: Modes of Creative Labour and Magic in an Elite Architect Company // Journal of Business Anthropology. Vol. 4. № 2. P. 201–218.
Houdart S., Minato C. (2009) Kuma Kengo: An Unconventional Monograph. Paris: Donner Lieu.
Jacobs J. M., Merriman P. (2011) Practising Architectures // Social and Cultural Geography. Vol. 12. № 3. P. 211–221.
Jenkins L. (2002) Geography and Architecture: 11, Rue du Conservatoire and the Permeability of Buildings. Space and Culture. Vol. 5. № 3. P. 222–236.
Llach D. (2015) Buildings of the Vision: Software and the Imagination of Design. London, UK: Routledge.
Lefebvre P. (2018) I, T.T. Stands. Two Days in the Life of an Object in the Making // Ardeth, № 2. P. 97–119.
Loukissas Y. (2012) Co-Designers: Cultures of Computer Simulation in Architecture. London: Routledge.
Magnani C. (2018) Note from the Director // Ardeth. № 2. P. 13–14.
Marchand T. H. J. (2010) Embodied Cognition and Communication: Studies with British Fine Woodworkers // Journal of the Royal Anthropological Institute. Vol. 16. № S1. P. S100–S120.
McNeill D. (2005) In Search of the Global Architect: The Case of Norman Foster (And Partners) // International Journal of Urban and Regional Research. Vol. 29. № 3.P. 501–515.
Morris J. D. (2019) An Ethnography of Three Michigan Architecture Firms: The Effect of Organizational Culture on Workplace Client Engagement. [Doctoral Dissertation, University of Michigan].
Murphy K. M. (2011) Building Stories: The Embodied Narration of What Might Come to Pass // Embodied Interaction, Language and Body in the Material World / C. Goodwin, C. LeBaron, J. Streeck (eds.). Cambridge: Cambridge University Press.
Rose G., Degen M., Mehuish C. (2014) Networks, Interfaces and Computer-Generated Images: Learning form Digital Visualisations of Urban Redevelopment Projects // Environment and Planning D: Society and Space. Vol. 32. № 3. P. 386–403.
Schon D. (1983) The Reflective Practitioner: How Professionals Think in Action. New York, NY: Basic Books.
Sharif A. (2016) Sustainable Architectural Design between Inscription and De-scription: The Case of Masdar City. [Doctoral Dissertation, University of Manchester].
Spier S. (2001) Place, Authorship and the Concrete: Three Conversations with Peter Zumthor. ARQ. Vol. 5. № 1. P. 15–37.
Stenslund A. (2022) Atmosphere in Urban Design. A Workplace Ethnography of an Architecture Practice. London: Routledge.
Yaneva A. (2009) Made by the Office for Metropolitan Architecture: An Ethnography of Design. Rotterdam: 010 Publishers.
Yaneva A., Heaphy L. (2012) Urban Controversies and the Making of the Social // Architectural Research Quarterly. Vol. 16. № 1. P. 29–36.
Yarrow T. (2019) Architects: Portraits of a Practice. Ithaca, NY: Cornell University Press.