Оптимизация городской мобильности: потенциал и ограничения модели «мобильность как услуга»

  • София Константиновна Макаревич Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
  • Олег Борисович Янишевский Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Ключевые слова: городская мобильность, мобильность как услуга (МКУ), транспортное поведение, задачи транспорта, потребности горожан

Аннотация

Мобильность как услуга (МКУ) — системный сервис, во всем мире внедряемый в транспортные инфраструктуры городов с целью повышения удобства и качества внутригородских перевозок, эффективного сокращения нагрузки на транспортные узлы через оптимизацию пассажиропотока и обеспечения устойчивого развития транспортной инфраструктуры, в которую сервис внедрен. Поскольку сервис был разработан исходя из управленческих потребностей, а не на основе реального спроса пассажиров, прямая связь между потребностями пользователей и предлагаемыми решениями в рамках МКУ присутствует не всегда. В статье раскрывается противоречие: отвечает ли система МКУ требованиям пользователей или она являются искусственным инструментом, накладываемым на существующую транспортную инфраструктуру. В работе детально рассматриваются особенности транспортного поведения горожан, а также цели и задачи, заложенные в системы МКУ.

В результате кодирования переменных «задачи МКУ» и «потребности пассажиров» на основании анализа источников на указанную тематику демонстрируются возможности и ограничения сервиса, выделяются и типологизируются основные задачи новой системы организации устойчивого городского транспортного планирования в области организации пассажиропотока, а также потребности горожан во время поездок. Проведенное исследование показало, что лишь малая часть всех поставленных перед новыми цифровыми системами задач связаны с интересами пользователей. Потребности и особенности перемещения горожан могут уходить на второй план в рамках разработки сервисов новой мобильности и не совпадать с пользовательским запросом. Отсутствие баланса и превалирование решения административных задач затрудняет достижение устойчивого функционирования систем мобильности и в перспективе не позволяет обеспечить комфортную мобильность.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

София Константиновна Макаревич, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Аспирантка, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Олег Борисович Янишевский, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Аспирант, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Литература

Евсеева А.И. (2016) Новая городская мобильность: тенденции развития транспортных систем // Государственное управление. Электронный вестник. № 59. С. 238–266. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-gorodskaya-mobilnost-tendentsii-razvitiya-transportnyh-sistem (дата обращения: 22.04.2023).

Кастельс М. (2000) Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ.; под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ.

Коган Д.Б. (2022) Согласование спроса и предложения в обеспечении эффективной мобильности населения городских агломераций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 12. С. 333–336. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soglasovanie-sprosa-i-predlozheniya-v-obespechenii-effektivnoy-mobilnosti-naseleniya-gorodskih-aglomeratsiy (дата обращения: 26.05.2024). DOI: https://doi.org/10.23672/SAE.2022.17.55.001

Пищикова О.В. (2022) Механизм управления транспортным поведением жителей мегаполиса // МНИЖ. № 1–4 (115). С. 59–63. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-upravleniya-transportnym-povedeniem-zhiteley-megapolisa (дата обращения: 10.04.2024).

Сакульева Т. Н. (2018) Система MaaS и ее проблематика // E-Management. № 2. С. 30–37. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-maas-i-ee-problematika (дата обращения: 17.12.2023).

Трегубов В. Н. (2019) Организация городского транспорта на основе концепции «Мобильность как услуга» // International Journal of Open Information Technologies. № 6. С. 73–80. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gorodskogo-transporta-na-osnove-kontseptsii-mobilnost-kak-usluga (дата обращения: 22.04.2023).

Шарантаев А.Г., Морозова И.А. (2023) Роль концепции MaaS в развитии мобильности мегаполисов // The Scientific Heritage. № 107. С. 16–20. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kontseptsii-maas-v-razvitii-mobilnosti-megapolisov (дата обращения: 08.04.2024).

Ajzen I. (1991) The Theory of Planned Behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. Vol. 50. No. 2. P. 179–211. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/0749-5978(91)90020-T. DOI: https://doi.org/10.1016/0749-5978(91)90020-T

Alyavina E., Nikitas A., Njoya E. T. (2022) Mobility as a Service (Maas): A Thematic Map of Challenges and Opportunities // Research in Transportation Business & Management. Vol. 43. P. 100783. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2022.100783. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2022.100783

Bahamonde-Birke F. J. et al. (2023) Am I Willing to Replace My Car With a Maas Subscription? An Analysis of the Willingness of Dutch Citizens to Adopt Maas and the Triggers Affecting Their Choices // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 176. P. 103816. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2023.103816. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2023.103816

Butler L., Yigitcanlar T., & Paz A. (2021) Barriers and Risks of Mobility-As-A-Service (Maas) Adoption in Cities: A Systematic Review of the Literature // Cities. Vol. 109. P. 103036. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.cities.2020.103036. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cities.2020.103036

Caiati, V. et al. (2017) Innovations in urban mobility and travel demand analysis: Mobility as a Service context // Proceedings BIVEC-GIBET Transport Research Days. P. 492–503.

Cooper E., Vanoutrive T. (2022) Does Maas Address the Challenges of Multi-Modal Mothers? User Perspectives From Brussels, Belgium // Transport Policy. Vol. 127. P. 130–138. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2022.08.021. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2022.08.021

de Oña J., Estévez E., de Oña R. (2021) How Does Private Vehicle Users Perceive the Public Transport Service Quality in Large Metropolitan Areas? A European Comparison // Transport Policy. Vol. 112. P. 173–188. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2021.08.005. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2021.08.005

De Vos J. (2018) Do People Travel With Their Preferred Travel Mode? Analysing the Extent of Travel Mode Dissonance and Its Effect on Travel Satisfaction // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 117. P. 261–274. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2018.08.034. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2018.08.034

De Vos J., Singleton P. A., & Gärling, T. (2022) From Attitude to Satisfaction: Introducing the Travel Mode Choice Cycle // Transport Reviews. Vol. 42, No. 2. P. 204–221. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/01441647.2021.1958952. DOI: https://doi.org/10.1080/01441647.2021.1958952

Edwards P. N. (2003) Infrastructure and Modernity: Force, Time, and Social Organization in the History of Sociotechnical Systems. Cambridge, MA: MIT Press, P. 185–226. Режим доступа: https://doi.org/10.7551/mitpress/4729.003.0011. DOI: https://doi.org/10.7551/mitpress/4729.003.0011

Ettema D. et al. (2012) How In-Vehicle Activities Affect Work Commuters’ Satisfaction with Public Transport // Journal of Transport Geography. Vol. 24. P. 215–222. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2012.02.007. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2012.02.007

Esztergár-Kiss D. et al. (2020) Exploring the MaaS Market with Systematic Analysis // European Transport Research Review. Vol. 12. P. 1–16. Режим доступа: https://doi.org/10.1186/s12544-020-00465-z. DOI: https://doi.org/10.1186/s12544-020-00465-z

Fu L., Farber S. (2017) Bicycling Frequency: A Study of Preferences and Travel Behavior in Salt Lake City, Utah // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 101. P. 30–50. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2017.05.004. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2017.05.004

Gatersleben B. (2007) Affective and Symbolic Aspects of Car Use. Threats from Car Traffic to the Quality of Urban Life: Problems, Causes and Solutions. Leeds: Emerald Publishing P. 219–233. Режим доступа: https://doi.org/10.1108/9780080481449-012. DOI: https://doi.org/10.1108/9780080481449-012

Ghasri M. et al. (2024) Analysing Preferences for Integrated Micromobility and Public Transport Systems: A Hierarchical Latent Class Approach Considering Taste Heterogeneity and Attribute Non-Attendance // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 181. P. 103996. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2024.103996. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2024.103996

Giesecke R., Surakka T., Hakonen M. (2016) Conceptualising Mobility as a Service // Eleventh International Conference on Ecological Vehicles and Renewable Energies (EVER). IEEE. P. 1–11. Режим доступа: https://doi.org/10.1109/EVER.2016.7476443. DOI: https://doi.org/10.1109/EVER.2016.7476443

Goulas E., Kontaxi A., Yannis G. (2023) Free Public Transport in Athens: A Stated Preference Approach // Transportation Research Procedia. Vol. 72. P. 926–932. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2023.11.519. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2023.11.519

Graham S. (2010) Disrupted Cities: When Infrastructure Fails. New York, NY: Routledge. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203894484

Guan X., Zhou M., Wang D. (2023) Reference Points in Travel Satisfaction: Travel Preference, Travel Experience, or Peers’ Travel? // Transportation Research Part D: Transport and Environment. Vol. 124. P. 103929. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.trd.2023.103929. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trd.2023.103929

Guirao B., García-Pastor A., López-Lambas M. E. (2016) The Importance of Service Quality Attributes in Public Transportation: Narrowing the Gap Between Scientific Research and Practitioners' Needs // Transport Policy. Vol. 49. P. 68–77. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2016.04.003. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2016.04.003

Hamadneh J., Esztergar-Kiss D. (2021) The Influence of Introducing Autonomous Vehicles on Conventional Transport Modes and Travel Time // Energies. Vol. 14, No. 14. P. 4163. Режим доступа: https://doi.org/10.3390/en14144163. DOI: https://doi.org/10.3390/en14144163

Hamadneh J., Esztergár-Kiss D. (2023) The Preferences of Transport Mode of Certain Travelers in the Age of Autonomous Vehicle // Journal of Urban Mobility. Vol. 3. P. 100054. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.urbmob.2023.100054. DOI: https://doi.org/10.1016/j.urbmob.2023.100054

Hauslbauer A. L. et al. (2024) Access over Ownership: Barriers and Psychological Motives for Adopting Mobility as a Service (MaaS) from the Perspective of Users and Non-Users // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. Vol. 23. P. 101005. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.trip.2023.101005. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trip.2023.101005

Hensher D. A. (2022) The Reason MaaS is Such a Challenge: A Note // Transport Policy. Vol. 129. P. 137–139. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2022.10.008. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2022.10.008

Hine J., Scott J. (2000) Seamless, Accessible Travel: Users’ Views of the Public Transport Journey and Interchange // Transport Policy. Vol. 7. No. 3. P. 217–226. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/S0967-070X(00)00022-6. DOI: https://doi.org/10.1016/S0967-070X(00)00022-6

Ho C. Q. (2022) Can MaaS Change Users’ Travel Behaviour to Deliver Commercial and Societal Outcomes? // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 165. P. 76–97. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2022.09.004. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2022.09.004

Hoerler R., Stünzi A., Patt A., Del Duce A. (2020) What Are the Factors and Needs Promoting Mobility-as-a-Service? Findings from the Swiss Household Energy Demand Survey (SHEDS) // European Transport Research Review. Vol. 12. No. 27. Режим доступа: https://doi.org/10.1186/s12544-020-00412-y. DOI: https://doi.org/10.1186/s12544-020-00412-y

Jang S. et al. (2021) Does MaaS Contribute to Sustainable Transportation? A Mode Choice Perspective // International Journal of Sustainable Transportation. Vol. 15. No. 5. P. 351–363. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/15568318.2020.1783726. DOI: https://doi.org/10.1080/15568318.2020.1783726

Jaśkiewicz M., Besta T. (2014) Heart and Mind in Public Transport: Analysis of Motives, Satisfaction and Psychological Correlates of Public Transportation Usage in the Gdańsk–Sopot–Gdynia Tricity Agglomeration in Poland // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. Vol. 26. P. 92–101. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.trf.2014.06.012. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trf.2014.06.012

Jittrapirom P., Caiati V., Feneri A.M., Ebrahimigharehbaghi S., Alonso-González M.J., Narayan J. (2017) Mobility as a Service: A Critical Review of Definitions, Assessments of Schemes, and Key Challenges // Urban Planning. Vol. 2. No. 2. P. 13–25. Режим доступа: https://doi.org/10.17645/up.v2i2.931. DOI: https://doi.org/10.17645/up.v2i2.931

Jittrapirom P. et al. (2020) Future Implementation of Mobility as a Service (MaaS): Results of an International Delphi Study // Travel Behaviour and Society. Vol. 21. P. 281–294. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tbs.2018.12.004. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tbs.2018.12.004

van Kuijk R. J. et al. (2022) Preferences for First and Last Mile Shared Mobility Between Stops and Activity Locations: A Case Study of Local Public Transport Users in Utrecht, the Netherlands // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 166. P. 285–306. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2022.10.008. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2022.10.008

Larkin B. (2013) The Politics and Poetics of Infrastructure // Annual Review of Anthropology. Vol. 42, No. 1. P. 327–343. Режим доступа: https://doi.org/10.1146/annurev-anthro-092412-155522. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-anthro-092412-155522

Lindkvist H., Melander L. (2022) How Sustainable Are Urban Transport Services? A Comparison of MaaS and UCC // Research in Transportation Business & Management. Vol. 43. P. 100829. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2022.100829. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2022.100829

Liu J. et al. (2024) Risky Choice and Diminishing Sensitivity in MaaS Context: A Nonlinear Logit Analysis of Traveler Behavior // Transportation Research Part C: Emerging Technologies. Vol. 162. P. 104603. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.trc.2024.104603. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trc.2024.104603

Maas B. (2022) Literature Review of Mobility as a Service // Sustainability. Vol. 14, No. 14. P. 8962. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tbs.2022.12.007. DOI: https://doi.org/10.3390/su14148962

MaaS and the UN SDGs (2023) // MaaS Alliance. Режим доступа: https://maas-alliance.eu/2023/01/26/maas-and-the-un-sdgs/.

Macedo E. et al. (2022) Exploring Relevant Factors Behind a MaaS Scheme // Transportation Research Procedia. Vol. 62. P. 607–614. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.02.075. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.02.075

Mobility as a Service Market Size & Share Analysis — Growth Trends & Forecasts (2024–2029) (2024) // Mordor Intelligence. Режим доступа: https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/mobility-as-a-service-market.

Mohammed A. et al. (2024) The Impacts of Mobility-as-a-Service (MaaS) on a Diverse Society: A Framework for Advanced Assessment // Procedia Computer Science. Vol. 231. P. 168–175. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.procs.2023.12.189. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2023.12.189

McNally M. G. (2007) The Four-Step Model // In: Handbook of Transport Modelling. Leeds: Emerald Group Publishing Limited. Vol. 1. P. 35–53. Режим доступа: https://doi.org/10.1108/9780857245670-003. DOI: https://doi.org/10.1108/9780857245670-003

Nikolaev A. et al. (2022) Sociological Aspect of the City Transport Infrastructure Management Strategy // Transportation Research Procedia. Vol. 63. P. 2289–2294. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.06.260

Petrik O. et al. (2018) Are Transport Users Willing to Share? Focus Groups and Stated Preferences Study on Shared Mobility in Auckland, NZ, Dublin, IR, and Helsinki, FI // Proceedings of the 97th Annual Meeting of the Transportation Research Board (TRB). Washington, DC, USA. P. 7–11.

Sochor J., Arbyc H., Karlsson M., Sarasinia S. (2018) A Topological Approach to Mobility as a Service: A Proposed Tool for Understanding Requirements and Effects, and for Aiding the Integration of Societal Goals // Transportation Business & Management. Vol. 27. P. 3–14. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2018.12.003. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2018.12.003

Steg L. (2005) Car Use: Lust and Must. Instrumental, Symbolic and Affective Motives for Car Use // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 39, No. 2–3. P. 147–162. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2004.07.001. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2004.07.001

Storme T. et al. (2020) Limitations to the Car-Substitution Effect of MaaS. Findings from a Belgian Pilot Study // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 131. P. 196–205. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2019.09.032. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2019.09.032

Sukhov A., Olsson L. E., Friman M. (2022) Necessary and Sufficient Conditions for Attractive Public Transport: Combined Use of PLS-SEM and NCA // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 158. P. 239–250. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2022.03.012. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2022.03.012

Titov W., Rickert C., Schlegel T. (2023) Prototyping an Automatic and Context-Adaptive Acquisition Method for Mobility Preferences of Passengers in Public Transport — Using the Contextual Inquiring Evaluation Method // Transportation Research Procedia. Vol. 72. P. 727–734. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2023.11.461. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2023.11.461

Waygood E.O.D. et al. (2019) Children’s Life Satisfaction and Travel Satisfaction: Evidence from Canada, Japan, and Sweden // Travel Behaviour and Society. Vol. 16. P. 214–223. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tbs.2018.04.004. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tbs.2018.04.004

Zijlstra T. et al. (2020) Early Adopters of Mobility-as-a-Service in the Netherlands // Transport Policy. Vol. 97. P. 197–209. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2020.07.019. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2020.07.019

Опубликован
2024-10-27
Как цитировать
МакаревичС. К., & ЯнишевскийО. Б. (2024). Оптимизация городской мобильности: потенциал и ограничения модели «мобильность как услуга». Городские исследования и практики, 9(3), 78-94. https://doi.org/10.17323/usp93202478-94