Оптимизация городской мобильности: потенциал и ограничения модели «мобильность как услуга»
Аннотация
Мобильность как услуга (МКУ) — системный сервис, во всем мире внедряемый в транспортные инфраструктуры городов с целью повышения удобства и качества внутригородских перевозок, эффективного сокращения нагрузки на транспортные узлы через оптимизацию пассажиропотока и обеспечения устойчивого развития транспортной инфраструктуры, в которую сервис внедрен. Поскольку сервис был разработан исходя из управленческих потребностей, а не на основе реального спроса пассажиров, прямая связь между потребностями пользователей и предлагаемыми решениями в рамках МКУ присутствует не всегда. В статье раскрывается противоречие: отвечает ли система МКУ требованиям пользователей или она являются искусственным инструментом, накладываемым на существующую транспортную инфраструктуру. В работе детально рассматриваются особенности транспортного поведения горожан, а также цели и задачи, заложенные в системы МКУ.
В результате кодирования переменных «задачи МКУ» и «потребности пассажиров» на основании анализа источников на указанную тематику демонстрируются возможности и ограничения сервиса, выделяются и типологизируются основные задачи новой системы организации устойчивого городского транспортного планирования в области организации пассажиропотока, а также потребности горожан во время поездок. Проведенное исследование показало, что лишь малая часть всех поставленных перед новыми цифровыми системами задач связаны с интересами пользователей. Потребности и особенности перемещения горожан могут уходить на второй план в рамках разработки сервисов новой мобильности и не совпадать с пользовательским запросом. Отсутствие баланса и превалирование решения административных задач затрудняет достижение устойчивого функционирования систем мобильности и в перспективе не позволяет обеспечить комфортную мобильность.
Скачивания
Литература
Евсеева А.И. (2016) Новая городская мобильность: тенденции развития транспортных систем // Государственное управление. Электронный вестник. № 59. С. 238–266. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-gorodskaya-mobilnost-tendentsii-razvitiya-transportnyh-sistem (дата обращения: 22.04.2023).
Кастельс М. (2000) Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ.; под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ.
Коган Д.Б. (2022) Согласование спроса и предложения в обеспечении эффективной мобильности населения городских агломераций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 12. С. 333–336. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soglasovanie-sprosa-i-predlozheniya-v-obespechenii-effektivnoy-mobilnosti-naseleniya-gorodskih-aglomeratsiy (дата обращения: 26.05.2024). DOI: https://doi.org/10.23672/SAE.2022.17.55.001
Пищикова О.В. (2022) Механизм управления транспортным поведением жителей мегаполиса // МНИЖ. № 1–4 (115). С. 59–63. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-upravleniya-transportnym-povedeniem-zhiteley-megapolisa (дата обращения: 10.04.2024).
Сакульева Т. Н. (2018) Система MaaS и ее проблематика // E-Management. № 2. С. 30–37. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-maas-i-ee-problematika (дата обращения: 17.12.2023).
Трегубов В. Н. (2019) Организация городского транспорта на основе концепции «Мобильность как услуга» // International Journal of Open Information Technologies. № 6. С. 73–80. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gorodskogo-transporta-na-osnove-kontseptsii-mobilnost-kak-usluga (дата обращения: 22.04.2023).
Шарантаев А.Г., Морозова И.А. (2023) Роль концепции MaaS в развитии мобильности мегаполисов // The Scientific Heritage. № 107. С. 16–20. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kontseptsii-maas-v-razvitii-mobilnosti-megapolisov (дата обращения: 08.04.2024).
Ajzen I. (1991) The Theory of Planned Behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. Vol. 50. No. 2. P. 179–211. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/0749-5978(91)90020-T. DOI: https://doi.org/10.1016/0749-5978(91)90020-T
Alyavina E., Nikitas A., Njoya E. T. (2022) Mobility as a Service (Maas): A Thematic Map of Challenges and Opportunities // Research in Transportation Business & Management. Vol. 43. P. 100783. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2022.100783. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2022.100783
Bahamonde-Birke F. J. et al. (2023) Am I Willing to Replace My Car With a Maas Subscription? An Analysis of the Willingness of Dutch Citizens to Adopt Maas and the Triggers Affecting Their Choices // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 176. P. 103816. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2023.103816. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2023.103816
Butler L., Yigitcanlar T., & Paz A. (2021) Barriers and Risks of Mobility-As-A-Service (Maas) Adoption in Cities: A Systematic Review of the Literature // Cities. Vol. 109. P. 103036. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.cities.2020.103036. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cities.2020.103036
Caiati, V. et al. (2017) Innovations in urban mobility and travel demand analysis: Mobility as a Service context // Proceedings BIVEC-GIBET Transport Research Days. P. 492–503.
Cooper E., Vanoutrive T. (2022) Does Maas Address the Challenges of Multi-Modal Mothers? User Perspectives From Brussels, Belgium // Transport Policy. Vol. 127. P. 130–138. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2022.08.021. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2022.08.021
de Oña J., Estévez E., de Oña R. (2021) How Does Private Vehicle Users Perceive the Public Transport Service Quality in Large Metropolitan Areas? A European Comparison // Transport Policy. Vol. 112. P. 173–188. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2021.08.005. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2021.08.005
De Vos J. (2018) Do People Travel With Their Preferred Travel Mode? Analysing the Extent of Travel Mode Dissonance and Its Effect on Travel Satisfaction // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 117. P. 261–274. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2018.08.034. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2018.08.034
De Vos J., Singleton P. A., & Gärling, T. (2022) From Attitude to Satisfaction: Introducing the Travel Mode Choice Cycle // Transport Reviews. Vol. 42, No. 2. P. 204–221. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/01441647.2021.1958952. DOI: https://doi.org/10.1080/01441647.2021.1958952
Edwards P. N. (2003) Infrastructure and Modernity: Force, Time, and Social Organization in the History of Sociotechnical Systems. Cambridge, MA: MIT Press, P. 185–226. Режим доступа: https://doi.org/10.7551/mitpress/4729.003.0011. DOI: https://doi.org/10.7551/mitpress/4729.003.0011
Ettema D. et al. (2012) How In-Vehicle Activities Affect Work Commuters’ Satisfaction with Public Transport // Journal of Transport Geography. Vol. 24. P. 215–222. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2012.02.007. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2012.02.007
Esztergár-Kiss D. et al. (2020) Exploring the MaaS Market with Systematic Analysis // European Transport Research Review. Vol. 12. P. 1–16. Режим доступа: https://doi.org/10.1186/s12544-020-00465-z. DOI: https://doi.org/10.1186/s12544-020-00465-z
Fu L., Farber S. (2017) Bicycling Frequency: A Study of Preferences and Travel Behavior in Salt Lake City, Utah // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 101. P. 30–50. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2017.05.004. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2017.05.004
Gatersleben B. (2007) Affective and Symbolic Aspects of Car Use. Threats from Car Traffic to the Quality of Urban Life: Problems, Causes and Solutions. Leeds: Emerald Publishing P. 219–233. Режим доступа: https://doi.org/10.1108/9780080481449-012. DOI: https://doi.org/10.1108/9780080481449-012
Ghasri M. et al. (2024) Analysing Preferences for Integrated Micromobility and Public Transport Systems: A Hierarchical Latent Class Approach Considering Taste Heterogeneity and Attribute Non-Attendance // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 181. P. 103996. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2024.103996. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2024.103996
Giesecke R., Surakka T., Hakonen M. (2016) Conceptualising Mobility as a Service // Eleventh International Conference on Ecological Vehicles and Renewable Energies (EVER). IEEE. P. 1–11. Режим доступа: https://doi.org/10.1109/EVER.2016.7476443. DOI: https://doi.org/10.1109/EVER.2016.7476443
Goulas E., Kontaxi A., Yannis G. (2023) Free Public Transport in Athens: A Stated Preference Approach // Transportation Research Procedia. Vol. 72. P. 926–932. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2023.11.519. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2023.11.519
Graham S. (2010) Disrupted Cities: When Infrastructure Fails. New York, NY: Routledge. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203894484
Guan X., Zhou M., Wang D. (2023) Reference Points in Travel Satisfaction: Travel Preference, Travel Experience, or Peers’ Travel? // Transportation Research Part D: Transport and Environment. Vol. 124. P. 103929. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.trd.2023.103929. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trd.2023.103929
Guirao B., García-Pastor A., López-Lambas M. E. (2016) The Importance of Service Quality Attributes in Public Transportation: Narrowing the Gap Between Scientific Research and Practitioners' Needs // Transport Policy. Vol. 49. P. 68–77. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2016.04.003. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2016.04.003
Hamadneh J., Esztergar-Kiss D. (2021) The Influence of Introducing Autonomous Vehicles on Conventional Transport Modes and Travel Time // Energies. Vol. 14, No. 14. P. 4163. Режим доступа: https://doi.org/10.3390/en14144163. DOI: https://doi.org/10.3390/en14144163
Hamadneh J., Esztergár-Kiss D. (2023) The Preferences of Transport Mode of Certain Travelers in the Age of Autonomous Vehicle // Journal of Urban Mobility. Vol. 3. P. 100054. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.urbmob.2023.100054. DOI: https://doi.org/10.1016/j.urbmob.2023.100054
Hauslbauer A. L. et al. (2024) Access over Ownership: Barriers and Psychological Motives for Adopting Mobility as a Service (MaaS) from the Perspective of Users and Non-Users // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. Vol. 23. P. 101005. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.trip.2023.101005. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trip.2023.101005
Hensher D. A. (2022) The Reason MaaS is Such a Challenge: A Note // Transport Policy. Vol. 129. P. 137–139. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2022.10.008. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2022.10.008
Hine J., Scott J. (2000) Seamless, Accessible Travel: Users’ Views of the Public Transport Journey and Interchange // Transport Policy. Vol. 7. No. 3. P. 217–226. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/S0967-070X(00)00022-6. DOI: https://doi.org/10.1016/S0967-070X(00)00022-6
Ho C. Q. (2022) Can MaaS Change Users’ Travel Behaviour to Deliver Commercial and Societal Outcomes? // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 165. P. 76–97. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2022.09.004. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2022.09.004
Hoerler R., Stünzi A., Patt A., Del Duce A. (2020) What Are the Factors and Needs Promoting Mobility-as-a-Service? Findings from the Swiss Household Energy Demand Survey (SHEDS) // European Transport Research Review. Vol. 12. No. 27. Режим доступа: https://doi.org/10.1186/s12544-020-00412-y. DOI: https://doi.org/10.1186/s12544-020-00412-y
Jang S. et al. (2021) Does MaaS Contribute to Sustainable Transportation? A Mode Choice Perspective // International Journal of Sustainable Transportation. Vol. 15. No. 5. P. 351–363. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/15568318.2020.1783726. DOI: https://doi.org/10.1080/15568318.2020.1783726
Jaśkiewicz M., Besta T. (2014) Heart and Mind in Public Transport: Analysis of Motives, Satisfaction and Psychological Correlates of Public Transportation Usage in the Gdańsk–Sopot–Gdynia Tricity Agglomeration in Poland // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. Vol. 26. P. 92–101. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.trf.2014.06.012. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trf.2014.06.012
Jittrapirom P., Caiati V., Feneri A.M., Ebrahimigharehbaghi S., Alonso-González M.J., Narayan J. (2017) Mobility as a Service: A Critical Review of Definitions, Assessments of Schemes, and Key Challenges // Urban Planning. Vol. 2. No. 2. P. 13–25. Режим доступа: https://doi.org/10.17645/up.v2i2.931. DOI: https://doi.org/10.17645/up.v2i2.931
Jittrapirom P. et al. (2020) Future Implementation of Mobility as a Service (MaaS): Results of an International Delphi Study // Travel Behaviour and Society. Vol. 21. P. 281–294. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tbs.2018.12.004. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tbs.2018.12.004
van Kuijk R. J. et al. (2022) Preferences for First and Last Mile Shared Mobility Between Stops and Activity Locations: A Case Study of Local Public Transport Users in Utrecht, the Netherlands // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 166. P. 285–306. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2022.10.008. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2022.10.008
Larkin B. (2013) The Politics and Poetics of Infrastructure // Annual Review of Anthropology. Vol. 42, No. 1. P. 327–343. Режим доступа: https://doi.org/10.1146/annurev-anthro-092412-155522. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-anthro-092412-155522
Lindkvist H., Melander L. (2022) How Sustainable Are Urban Transport Services? A Comparison of MaaS and UCC // Research in Transportation Business & Management. Vol. 43. P. 100829. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2022.100829. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2022.100829
Liu J. et al. (2024) Risky Choice and Diminishing Sensitivity in MaaS Context: A Nonlinear Logit Analysis of Traveler Behavior // Transportation Research Part C: Emerging Technologies. Vol. 162. P. 104603. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.trc.2024.104603. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trc.2024.104603
Maas B. (2022) Literature Review of Mobility as a Service // Sustainability. Vol. 14, No. 14. P. 8962. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tbs.2022.12.007. DOI: https://doi.org/10.3390/su14148962
MaaS and the UN SDGs (2023) // MaaS Alliance. Режим доступа: https://maas-alliance.eu/2023/01/26/maas-and-the-un-sdgs/.
Macedo E. et al. (2022) Exploring Relevant Factors Behind a MaaS Scheme // Transportation Research Procedia. Vol. 62. P. 607–614. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.02.075. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.02.075
Mobility as a Service Market Size & Share Analysis — Growth Trends & Forecasts (2024–2029) (2024) // Mordor Intelligence. Режим доступа: https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/mobility-as-a-service-market.
Mohammed A. et al. (2024) The Impacts of Mobility-as-a-Service (MaaS) on a Diverse Society: A Framework for Advanced Assessment // Procedia Computer Science. Vol. 231. P. 168–175. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.procs.2023.12.189. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2023.12.189
McNally M. G. (2007) The Four-Step Model // In: Handbook of Transport Modelling. Leeds: Emerald Group Publishing Limited. Vol. 1. P. 35–53. Режим доступа: https://doi.org/10.1108/9780857245670-003. DOI: https://doi.org/10.1108/9780857245670-003
Nikolaev A. et al. (2022) Sociological Aspect of the City Transport Infrastructure Management Strategy // Transportation Research Procedia. Vol. 63. P. 2289–2294. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.06.260
Petrik O. et al. (2018) Are Transport Users Willing to Share? Focus Groups and Stated Preferences Study on Shared Mobility in Auckland, NZ, Dublin, IR, and Helsinki, FI // Proceedings of the 97th Annual Meeting of the Transportation Research Board (TRB). Washington, DC, USA. P. 7–11.
Sochor J., Arbyc H., Karlsson M., Sarasinia S. (2018) A Topological Approach to Mobility as a Service: A Proposed Tool for Understanding Requirements and Effects, and for Aiding the Integration of Societal Goals // Transportation Business & Management. Vol. 27. P. 3–14. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2018.12.003. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2018.12.003
Steg L. (2005) Car Use: Lust and Must. Instrumental, Symbolic and Affective Motives for Car Use // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 39, No. 2–3. P. 147–162. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2004.07.001. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2004.07.001
Storme T. et al. (2020) Limitations to the Car-Substitution Effect of MaaS. Findings from a Belgian Pilot Study // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 131. P. 196–205. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2019.09.032. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2019.09.032
Sukhov A., Olsson L. E., Friman M. (2022) Necessary and Sufficient Conditions for Attractive Public Transport: Combined Use of PLS-SEM and NCA // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 158. P. 239–250. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tra.2022.03.012. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2022.03.012
Titov W., Rickert C., Schlegel T. (2023) Prototyping an Automatic and Context-Adaptive Acquisition Method for Mobility Preferences of Passengers in Public Transport — Using the Contextual Inquiring Evaluation Method // Transportation Research Procedia. Vol. 72. P. 727–734. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2023.11.461. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2023.11.461
Waygood E.O.D. et al. (2019) Children’s Life Satisfaction and Travel Satisfaction: Evidence from Canada, Japan, and Sweden // Travel Behaviour and Society. Vol. 16. P. 214–223. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tbs.2018.04.004. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tbs.2018.04.004
Zijlstra T. et al. (2020) Early Adopters of Mobility-as-a-Service in the Netherlands // Transport Policy. Vol. 97. P. 197–209. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2020.07.019. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2020.07.019