Международный опыт тендеров городских автобусов через единых организаторов перевозок

  • Станислав Алексеевич Разумовский Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Ключевые слова: общественный транспорт, городской автобус, конкурентные торги, организатор перевозок, контракты

Аннотация

В данной статье проводится анализ деятельности организаторов перевозок в контексте осуществления конкурсных торгов на право обслуживания городских автобусных маршрутов. Исследование акцентирует внимание на механизмах, которые позволяют повышать качество и эффективность транспортного сервиса через систему отбора перевозчиков на основе конкуренции с особым фокусом на опыт Лондона. На основе анализа данных, включая официальные отчеты о результатах конкурентных торгов, научных изданий и материалов СМИ, статья предлагает всестороннее рассмотрение текущей практики организации торгов, их эффективности и влияния на стоимость и качество транспортных услуг. Важное место занимает анализ потенциальных преимуществ и рисков для всех сторон процесса, в том числе воздействие на социальные и городские аспекты жизни населения. Исследование предлагает значимые выводы и рекомендации для специалистов в сфере градостроительства и управления общественным транспортом, освещая пути оптимизации существующих механизмов и внедрения инновационных подходов к организации городских транспортных систем на примере зарубежного опыта.

Тематика данной работы представляет особый интерес на фоне активно обсуждаемой темы модернизации городского транспорта и поиска оптимальных решений для его развития. Анализируя успешные зарубежные практики, статья открывает новые варианты для реализации проектов по улучшению качества общественного транспорта в России, предлагая ценные идеи и решения, адаптируемые к местным условиям и потребностям городского населения. Так, изучение опыта проведения конкурентных торгов может способствовать формированию более прозрачных и справедливых условий для выбора перевозчиков, что, в свою очередь, положительно скажется на общем уровне удовлетворенности пассажиров и эффективности использования бюджетных средств.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Станислав Алексеевич Разумовский, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Аспирант, Высшая школа урбанистики имени А. А. Высоковского, Факультет городского и регионального развития (ВШУ ФГРР), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Литература

Барабашев, А. Г. (2016) Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. № 3. С 163–194.

Amaral M., Saussier S., Yvrande-Billon A. (2009) Auction Procedures and Competition in Public Services: The Case of Urban Public Transport in France and London // Utilities Policy. Vol. 17. No. 2. P. 166–175.

Anwar A. M. (2016) Presenting Traveller Preference Heterogeneity in the Context of Agency Theory: Understanding and Minimising the Agency Problem // Urban, Planning and Transport Research. Vol. 4. No. 1. P. 26–45.

Bray D., Wallis I. (2008) Adelaide Bus Service Reform: Impacts, Achievements and Lessons // Research in Transportation Economics. Vol. 22. No. 1. P. 126–136.

Buehler R., Pucher J. (2011) Making Public Transport Financially Sustainable // Transport Policy. Vol. 18. No. 1. P. 126–138.

Buehler R., Pucher J., Dümmler O. (2019) Verkehrsverbund: The Evolution and Spread of Fully Integrated Regional Public Transport in Germany, Austria, and Switzerland // International Journal of Sustainable Transportation. Vol. 13. No. 1. P. 36–50.

Canitez F., Alpkokin P., Black J. A. (2019) Agency Costs in Public Transport Systems: Net-Cost Contracting between the Transport Authority and Private Operators-Impact on Passengers // Cities. Vol. 86. P. 154–166.

Chan J. L., Xiao X. (2009) Financial Management in Public Sector Organizations // Public Management and Governance, Abingdon: Taylor & Francis. P. 109–118.

Cohen B., Kietzmann J. (2014) Ride On! Mobility Business Models for the Sharing Economy // Organization & Environment. Vol. 27. No. 3. P. 279–296.

Gagnepain P., Ivaldi M., Martimort D. (2013) The Cost of Contract Renegotiation: Evidence from the Local Public Sector // American Economic Review. Vol. 103. No. 6. P. 2352–2383.

Hensher D. A., Wallis I. P. (2005) Competitive Tendering as a Contracting Mechanism for Subsidising Transport: The Bus Experience // Journal of Transport Economics and Policy (JTEP). Vol. 39. No. 3. P. 295–322.

Hrelja R., Monios J., Rye T., Isaksson K., Scholten C. (2017) The Interplay of Formal and Informal Institutions between Local and Regional Authorities When Creating Well-Functioning Public Transport Systems // International Journal of Sustainable Transportation. Vol. 11. No. 8. P. 611–622.

Hrelja R., Rye T., Mullen C. (2018) Partnerships between Operators and Public Transport Authorities. Working Practices in Relational Contracting and Collaborative Partnerships // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 116. P. 327–338.

Iossa E., Martimort D. (2015) The Simple Microeconomics of Public — Private Partnerships // Journal of Public Economic Theory. Vol. 17. No. 1. P. 4–48.

Johansson, E., Winslott-Hiselius, L., Koglin, T., Wretstrand, A. (2017) Evaluation of public transport: regional policies and planning practices in Sweden // Urban, Planning and Transport Research. Vol. 5. No. 1. P. 59–77.

McTigue C., Monios J., Rye T. (2020) The Principal-Agent Problem in Contracting Public Transport Provision to Private Operators: A Case Study of the UK Quality Contract Scheme // Utilities Policy. Vol. 67. 101131.

Mouwen A., van Ommeren J. (2016) The Effect of Contract Renewal and Competitive Tendering on Public Transport Costs, Subsidies and Ridership // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 87. P. 78–89.

Muñoz J. C., Gschwender A. (2008) Transantiago: A Tale of Two Cities // Research in Transportation Economics. Vol. 22. No. 1. P. 45–53.

Myers J., Ashmore D. (2007) When to Tender, When to Negotiate? Why Are We Ignoring the Elephants in the Room? Thredbo 10 - International Conference Series on Competition and Ownership in Land Passenger Transport

Paulley N., Balcombe R., Mackett R., Titheridge H., Preston J., Wardman M., ... White P. (2006) The Demand for Public Transport: The Effects of Fares, Quality of Service, Income and Car Ownership // Transport policy. Vol. 13. No. 4. P. 295–306.

Poku-Boansi M., Marsden G. (2018) Bus Rapid Transit Systems as a Governance Reform Project // Journal of Transport Geography. Vol. 70. P. 193–202.

Pucher J., Kurth S. (1995) Verkehrsverbund: The Success of Regional Public Transport in Germany, Austria and Switzerland // Transport Policy. Vol. 2. No. 4. P. 279–291.

Roy W., Yvrande-Billon A. (2007) Ownership, Contractual Practices and Technical Efficiency: The Case of Urban Public Transport in France // Journal of Transport Economics and Policy (JTEP). Vol. 41. No. 2. P. 257–282.

Siokas G., Kelaidi V., Tsakanikas A. (2022) The Smart City as a Hub for Nourishing Public-Private Partnerships // Sustainable Cities and Society. Vol. 76. 103466.

Sørensen C. H., Longva F. (2011). Increased Coordination in Public Transport—Which Mechanisms Are Available? // Transport Policy. Vol. 18. No. 1. P. 117–125.

Stanley J., van de Velde D. (2008) Risk and Reward in Public Transport Contracting // Research in Transportation Economics. Vol. 22. No. 1. P. 20–25.

Tanzi V., Schuknecht L. (2000) Public Spending in the 20th Century: A Global Perspective. Cambridge: Cambridge University Press.

Toms A. (2023) The huge amount of people ditching London buses as some boroughs struggle to attract them back // MyLondon. Режим доступа: https://www.mylondon.news/news/transport/huge-amount-people-ditching-london-28272230 (дата обращения: 28.08.2024).

van de Velde D. M., Savelberg F. (2016) Competitive Tendering in Local and Regional Public Transport in the Netherlands // International Transport Forum Discussion Paper. No. 2016–12.

Veeneman W. (2018) Developments in Public Transport Governance in the Netherlands; The Maturing of Tendering // Research in Transportation Economics. Vol. 69. P. 227–234.

Vigren A., Pyddoke R. (2020) The Impact on Bus Ridership of Passenger Incentive Contracts in Public Transport // Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 135. P. 144–159.

Vigren A., Ljungberg A. (2018) Public Transport Authorities’ Use of Cost-Benefit Analysis in Practice // Research in Transportation Economics. Vol. 69. P. 560–567.

Gorter F., Gunthel D. (2016) Public Transport Organisation in Germany Contract awarding and management. Режим доступа: https://www.changing-transport.org/wp-content/uploads/2016_Contracting_Germany.pdf (дата обращения: 22.08.2023).

White P. R. (2010) The Conflict between Competition Policy and the Wider Role of the Local Bus Industry in Britain // Research in Transportation Economics. Vol. 29. No. 1. P. 152–158.

Опубликован
2024-05-22
Как цитировать
РазумовскийС. А. (2024). Международный опыт тендеров городских автобусов через единых организаторов перевозок. Городские исследования и практики, 9(1), 80-91. https://doi.org/10.17323/usp91202480-91