Беспилотные автомобили: перспективы и ожидаемые последствия экспансии

  • Михаил Яковлевич Блинкин Института экономики транспорта и транспортной политики ФГРР НИУ ВШЭ https://orcid.org/0000-0003-4656-0524
  • Анастасия Александровна Кулакова Институт экономики транспорта и транспортной политики ФГРР НИУ ВШЭ
Ключевые слова: автономные автомобили (АV), динамическая задача вождения, ADAS, пропускная способность, улично-дорожная сеть, парковочное пространство, транспортное поведение, безопасность дорожного движения, расселение, землепользование

Аннотация

В статье представлен обзор перспектив и ожидаемых последствий, связанных с приходом на автомобильный рынок и в состав транспортного потока автономных транспортных средств (autonomous vehicles, AV), то есть автомобилей, оснащенных теми или иными программно-аппаратными средствами, предназначенными для помощи водителю в решении «динамической задачи вождения», и в конечном итоге способных заменить традиционного биологического водителя на цифрового в сложной динамической среде.

Представлена современная 6-уровневая классификация систем поддержки действий водителя (Advanced Driver-Assistance Systems, ADAS) — от нулевого уровня (Level 0), при котором автомобиль оборудован разве что ABS (антиблокировочной системой), до пятого уровня (Level 5), на котором достигается полная автоматизация вождения. Транспортные средства данного уровня не требуют внимания человека, здесь «динамическая задача вождения» как таковая устраняется из компетенции пользователя (уже не водителя!). У автомобилей уровня L5 (в полной мере беспилотного!) нет руля, а также педалей газа и тормоза.

Рассмотрены правовые ограничения, связанные с необходимостью внесения дополнений и изменений принципиального плана в Венскую конвенцию о дорожном движении от 1968 года, согласно которой каждое транспортное средство должно иметь водителя, «обладающего необходимыми физическими и психическими качествами», а также «знаниями и навыками, необходимыми для управления».

Основной материал статьи посвящен разбору ожидаемых (прогнозируемых, вероятных) позитивных и негативных последствий, связанных с массовым приходом AV уровня Level 3, Level 4 и особенно Level 5. При этом акцент сделан на последствиях этого явления, представляющих особый интерес в урбанистическом и транспортноградостроительном аспектах: влиянию на форматы землепользования и расселения, транспортное поведение горожан, территориальные предпочтения домохозяйств и компаний, пропускную способность автомобильных дорог, расщепление спроса на передвижения между индивидуальным и общественным транспортом, безопасность дорожного движения.

Общий вывод заключается в том, что влияние массового прихода AV на авторынок и в структуру транспортного потока будет сравнимо по масштабу и долгосрочности последствий с процессом массовой автомобилизации населения, стартовавшим в начале XX века.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Михаил Яковлевич Блинкин, Института экономики транспорта и транспортной политики ФГРР НИУ ВШЭ

Ординарный профессор, научный руководитель факультета городского и регионального развития, научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики ФГРР НИУ ВШЭ

Анастасия Александровна Кулакова, Институт экономики транспорта и транспортной политики ФГРР НИУ ВШЭ

Ведущий эксперт Центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики ФГРР НИУ ВШЭ

Литература

Беспилотные автомобили в России (2022) TADVISER. Режим доступа:

https://www.tadviser.ru/a/363284 (дата обращения: 28.08.2023).

Варианский В. И. (1973) Коллективное поведение автоматов. М.: Наука.

Жидкин В.Ф. (2018) Развитие Новой Москвы на 2035 год//NUV «Город». Режим доступа: https://urbanru.ru/wpcontent/uploads/2018/02/TASS_Zhidkin.pdf (дата обращения: 28.06.2023).

countries where truckers make the most money (2021). Режим доступа: https://www.freightwaves.com/news/10-countries-where-truckers-make-the-most-money (дата обращения: 28.06.2023).

Gazis D.C., Herman R., Potts R. (1959) Car Following Theory of Steady State Traffic Flow//Operations Research. Vol. 7. No. 4. P. 499-505.

Gazis D.C., Herman R., Rothery R. (1961) Nonlinear Follow-the-Leader Models of Traffic Flow//Operations Research. Vol. 9. No. 4. P. 545-567.

Highway Capacity Manual: 1965 (1965) Special Report 87 edition//Transportation Research Board.

International Institute for Applied Systems Analysis, Laxenburg, Austria. Motorway Design Volume Guide 2017.

Jones D. (1985) Urban Transit Policy: An Economic and Political History. Prentice-Hall Inc., Englewood Cliffs, N.V.

Litman T.A. (2023) Autonomous Vehicle Implementation Predictions: Implications for Transport Planning//Victoria Transport Policy Institute. Режим обращения:

https://www.vtpi.org/avip.pdf (дата обращения: 28 June 2023).

Marchetti C. (1994) Anthropological Invariants in Travel Behavior//Technological Forecasting and Social Change. Vol. 47 (1). P. 75-88.

Pinjazi A.R. (2016). Highway Capacity Impacts of Autonomous Vehicles: An Assessment. Режим обращения: http://civil.iisc.ac.in/~abdul/uploads/9/6/7/8/9678119/.

Road Traffic Act 1988 (1988) Chapter 52. UK Public General Acts.

Sørensen P. (2010) Road Network Density in Major Metropolitan Areas//New Geography. Режим доступа: https://www.newgeography.com/content/001316-road-network-density-major-metropolitan-areas (дата обращения: 01.08.2010).

Suchanek M. (Ed.) (2021) Transport Development Challenges in the 21st Century//Proceedings of the 2019 TransSport Conference.

Sugrue T.J. (2006) The New Suburban History. University of Chicago Press.

The 6 Levels of Vehicle Autonomy Explained (2022) Synopsys. Режим обращения: https://www.synopsys.com/automotive/autonomous-driving-levels.html.

Transportation Research Circular E-C 149 (2011) 75 Years of the Fundamental Diagram for traffic flow theory, Greenshields Symposium//TRB Traffic Flow, Theory and Characteristics Committee.

Vellinga (2019) Automated driving and its challenges to international traffic law: which way to go?//Law, Innovation and Technology. Vol. 11 (2). P. 257-278.

DOI: 10.1080/17579961.2019.1665798.

Wegscheider A.K. et al. (2022) Shared, Autonomous, and Electric: An Update on the Reimagined Car//BCG. Режим обращения:

https://www.bcg.com/publications/2022/update-on-shared-autonomous-electric-vehicles-market (дата обращения: 30 July 2022).

Zhao G., Zheng X., Yuan Z., Zhang L. (2017) Spatial and Temporal Characteristics of Road Networks and Urban Expansion//Land. Vol. 6 (2), 30. DOI: https://doi.org/10.3390/land6020030.

Опубликован
2023-12-22
Как цитировать
БлинкинМ. Я., & КулаковаА. А. (2023). Беспилотные автомобили: перспективы и ожидаемые последствия экспансии. Городские исследования и практики, 8(1), 32-45. https://doi.org/10.17323/usp81202332-45