Оценка численности микроорганизмов в воздухе общественного транспорта Москвы в зимний период

  • Владимир Владимирович Тихонов Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
  • Ольга Вячеславовна Николаева Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
  • Полина Анатольевна Пильгун ИГУ МГИМО МИД РФ
Ключевые слова: санитарно-микробиологический контроль воздуха, бактерии, споры грибов, общественный транспорт, метро, автобусы, пыль

Аннотация

Цель исследования — оценить содержание микроорганизмов в воздушной среде общественного транспорта Москвы в зимний период и выявить факторы, влияющие на их количественный и групповой состав. Работа осуществлялась седиментационным методом, основанном на осаждении взвешенных в воздухе частиц на агаризованные питательные среды. Выделяли следующие группы микроорганизмов: 1) сапротрофные бактерии; 2) условно-патогенные бактерии; 3) мицелиальные грибы. Исследования проводились на четырех линиях метрополитена и четырех автобусных маршрутах с отбором проб в вагонах поездов, автобусах, на платформах метрополитена и автобусных остановках. Количество микроорганизмов в воздухе автобусов (2463 ± 1041 КОЕ м-3) в 2 раза превышало их содержание в воздухе вагонов метро (1230 ± 581 КОЕ м-3). Воздух на остановках (10328 ± 5704 КОЕ м-3) и платформах (3882 ± 1859 КОЕ м-3) содержал большее количество микроорганизмов. В групповом составе микроорганизмов в транспорте доминировали сапротрофные бактерии, значительно меньшее количество составили условно-патогенные и наименьшее — споры грибов. В соответствии с «Санитарными правилами эксплуатации метрополитенов» Российской Федерации, общее количество микроорганизмов в воздухе вагонов, на платформах и внутри автотранспорта находилось в пределах нормы. Значительное превышение данного норматива установлено для воздушной среды на остановках автотранспорта, для которых пока нет стандарта. В соответствии с нормативами ЕС определены следующие уровни загрязнения на основе численности бактерий/грибов: средний/низкий — внутри автобусов и вагонов метро, высокий/низкий на платформах метрополитена, высокий/высокий — на автобусных остановках. Показано, что доминирующим фактором, определяющим численность микроорганизмов в транспорте, является количество микроорганизмов в воздухе окружающей среды. Существенных взаимосвязей с температурой воздуха, длительностью маршрута и количеством людей в транспорте не обнаружено.
Статья актуальна для специалистов в области урбанистики, так как отражает существующие связи между особенностями организации городского пространства и количеством микроорганизмов в воздухе. Такие меры как закрепление открытых почв и грунтов травянистым покровом и озеленение города, грамотное создание газонов с защитой от несанкционированной парковки транспортных средств и их вытаптывания людьми, минимизация неэффективной инженерной деятельности в городе будут способствовать снижению уровня пыли и микробиологического загрязнения городского воздуха.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Владимир Владимирович Тихонов, Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

кандидат биологических наук, младший научный сотрудник факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 12, тел. +7 (495) 939-48-14

Ольга Вячеславовна Николаева, Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

кандидат биологических наук, старший научный сотрудник факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 12, тел. +7 (926) 588-33-98

Полина Анатольевна Пильгун, ИГУ МГИМО МИД РФ

студентка факультета прикладной экономики и коммерции МГИМО; Российская Федерация, 119454, Москва, просп. Вернадского, д. 76.

Опубликован
2020-03-03
Как цитировать
ТихоновВ. В., НиколаеваО. В., & ПильгунП. А. (2020). Оценка численности микроорганизмов в воздухе общественного транспорта Москвы в зимний период. Городские исследования и практики, 3(3), 36-47. https://doi.org/10.17323/usp33201836-47

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)