Работа турникетной системы как элемент пассажирского опыта

  • Константин Павлович Глазков Социологический институт РАН; Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Михаил Михайлович Деев Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Федор Валентинович Шаулин Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: пассажирский опыт, турникеты, турникетная система, городской транспорт, оплата проезда, технологии

Аннотация

В рамках исследования мы рассматриваем турникеты как в большинстве случаев неотъемлемую часть пассажирского опыта. Турникеты — это не просто технология контроля оплаты проезда, но и устройства, определяющие взаимодействие пассажиров в пространстве транспорта и нормирующие их телесность. Турникеты преобразуют разнообразие пассажирской телесности в нормированные единицы, образующие обсчитываемый и управляемый пассажиропоток. Посредством турникетов организуется особая последовательность действий пассажиров в до- и после-турникетных зонах, служащих местом встреч и прощания, обеспечивается «справедливость» очередности посадки и выбора мест пассажирами. С другой стороны, турникеты являются точками разрыва и прерывания взаимодействия между пассажирами. Периодически с турникетами случаются поломки, в их зоне возникают непредвиденные ситуации. Нормальное функционирование турникетов предполагает владение «турникетными» практиками пассажирами и персоналом транспортных организаций. Некоторые категории пассажиров (дети, «сумчатые», пожилые и крупногабаритные) могут испытывать трудности при прохождении турникетов, причиняя неудобство себе и окружающим. Безусловно, практики пользования турникетами имеют противоречивые коннотации, но не остается сомнений, что турникеты существенно влияют на пассажирский опыт москвичей, тем самым являясь прямой реализаций транспортной политики по становлению пассажира нового типа – более дисциплинированного и ответственного. Эмпирическим материалом исследования послужили видеозаписи практик использования турникетов в различных видах транспорта Москвы, собранные в декабре 2017-го и весной 2018 года.1

[1] Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (проект РНФ №17-78-20164) «Социотехнические барьеры внедрения и использования информационных технологий в современной России: социологический анализ».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Константин Павлович Глазков, Социологический институт РАН; Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

к.с.н., научный сотрудник Социологического института РАН, филиал Федерального научного-исследовательского социологического центра, преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации НИУ «Высшая школа экономики», Москва. Научные интересы: микросоциология, поведение в публичных местах, геолокационные сервисы

Михаил Михайлович Деев, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

студент образовательной программы «Культурология» НИУ «Высшая школа экономики», Москва. Научные интересы: городские исследования, телесность

Федор Валентинович Шаулин, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

студент образовательной программы «Культурология» НИУ «Высшая школа экономики», Москва. Научные интересы: городская среда, digital-исследования

Опубликован
2019-12-26
Как цитировать
ГлазковК. П., ДеевМ. М., & ШаулинФ. В. (2019). Работа турникетной системы как элемент пассажирского опыта. Городские исследования и практики, 3(2), 85-103. https://doi.org/10.17323/usp32201885-103