Между городом и ландшафтом: Энвайронментальное искусство, лэнд-арт и «Коллективные действия»

  • Алена Алексеевна Еременко Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
Ключевые слова: ленд-арт, энвайронментальное искусство, московский концептуализм, «Коллективные действия, «Поездки за город»

Аннотация

В статье анализируется феномен обращения представителей искусства второй половины ХХ века к природной среде: ленд-арт, энвайронмент-арт, эко-арт в США и Европе, неофициальное искусство социалистической Словакии и СССР. Западные художественные практики, представленные в работах Роберта Смитсона, Ричарда Лонга, Алана Сонфиста, Агнес Денес и других художников, объединяет отказ от галерейного искусства и вовлечение окружающей среды природной среды в случае ленд-арта, городской и глобальной среды планеты в случае энвайронмент-арта и экоарта. В странах социалистического лагеря тенденция обращения к природной среде присутствовала в неофициальном искусстве конца 1960–1980-х в формах теоретических концептов, инсталляций и акций «на природе». На примере выставок в Братиславе 2007 года и Москве 2009–2010 годов видно, что природная среда в странах соцлагеря понималась как идеологически нейтральная среда в противоположность официальному режиму, тем не менее экологическая обеспокоенность входила в поле творческих дискуссий словацких художников, как в случае Рудольфа Сикоры. Акции «Поездки за город» московской артгруппы «Коллективные действия» (КД) рассматриваются как особый случай: несмотря на то что они реализовывались на природе, их эстетический смысл и генезис неотделимы от городской среды, чему посвящены теоретические работы Андрея Монастырского, одного из основателей КД. Расшатывание границ искусства и окружающей среды, обнаруженное как у советских художников, так и в других художественных практиках на Западе («анархитектура», концептуальная фотография и проч.), заставляет пересмотреть существующие искусствоведческие направления (минимализм, концептуализм, современное искусство) и констатировать ключевую роль переосмысления природной и городской сред и границ между ними в становлении современного многообразия художественных течений и направлений.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Алена Алексеевна Еременко, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

Преподаватель-ассистент, кафедра теории и истории гуманитарного знания, Институт филологии и истории, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

Литература

Бишоп К. (2011) Зоны неразличения: группа «Коллективные действия» и партиципаторное искусство // Пустые зоны. Андрей Монастырский и «Коллективные действия» (2011) Каталог выставки / Под ред. Б. Гройса. М., Лондон: Stella Art Foundation, Black Dog Publishing. С. 10–18.

Гончарова Н. (2009) Выставка «Прочь из города / Out of City. Режим доступа: http://www.ncca.ru/events.text?id=381 (дата обращения 10.01.2024).

Гройс Б. (2011) Просветы искусства // Пустые зоны. Андрей Монастырский и «Коллективные действия» (2011) Каталог выставки / Под ред. Б. Гройса. Москва –– Лондон: Stella Art Foundation, Black Dog Publishing. С. 6–9.

Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм (2015). М.: Ад Маргинем Пресс.

Коллективные действия. Поездки за город. Т. 1 (2011) / Сост. А. Монастырский. Вологда: Библиотека Московского концептуализма Германа Титова.

Монастырский А. (2009) Эстетические исследования. Библиотека Московского концептуализма. М.: Издатель Герман Титов.

Монастырский А. (2011) КД и «Поездки за город». Эстетика «Коллективных действий» // Пустые зоны. Андрей Монастырский и «Коллективные действия» (2011). Каталог выставки / Под ред. Б. Гройса. Москва — Лондон: Stella Art Foundation, Black Dog Publishing. С. 70–73.

Подорога В. (1995) Выражение и смысл: Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф. Кафка. М.: Ad Marginem.

Словарь терминов московской концептуальной школы (1999) / Сост. и авт. предисл. А. Монастырский. М.: Издательство Ad Marginem.

Смит Т. (2023) Одна и три идеи. Концептуализм до, во время и после концептуального искусства / Одна и пять идей: о концептуальном искусстве и концептуализме. М.: Ад Маргинем Пресс. С. 160–190.

Brown A. (2014) Art & Ecology Now. London: Thames & Hudson Ltd.

Čarná D. (2007) Z mesta von / Out of City. Umenie v prirode / Land Art. Bratislava: Galeria mesta Bratislavy.

Crow T. (2004) Cosmic Exile: Prophetic Turns in the Art and Life of Robert Smithson // Robert Smithson / Ed. by Eugenie Tsai. Berkeley and Los Angeles: University of California Press. P. 32–79.

Demos T. J. (2009) The Politics of Sustainability: Contemporary Art and Ecology // Radical Nature: Art and Architecture for a Changing Planet 1969–2009. London: Barbican Art Gallery.

Demos T. J. (2017) Against the Anthropocene. Visual Culture and Environment Today. London: Sternberg Press.

Denes A. (1982) Wheatfield –– A Confrontation: Battery Park Landfill, Downtown Manhattan. Режим доступа: http://www.agnesdenesstudio.com/works7.html (дата обращения 12.01.2024).

Friedman K. S. (1983) Words on the Environment // Art in the Land. A Critical Anthology of Environmental Art / Ed. by Alan Sonfist. New York: E.P. Dutton, Inc. P. 255–256.

Gooding M. (2002) Listening to the Music // Song of the Earth / Ed. by M. Gooding, W. Furlong. London: Thames & Hudson Ltd. P. 6–47.

Furlong W., Long R. (2002) Richard Long // Song of the Earth / Ed. by M. Gooding, W. Furlong. London: Thames & Hudson Ltd. P. 124–145.

Hall C. (1983) Environmental Artists: Sources and Directions // Art in the Land. A Critical Anthology of Environmental Art / Ed. by A. Sonfist. New York: E.P. Dutton, Inc. P. 8–59.

Kastner J. (2011) Preface // Ed by J. Kastner, B. Wallis. Land and Environmental Art. London: Phaidon Press Ltd. P. 16–17.

Sikorová E. (1996) Umenie na okraji. Poznámsky k situácii slovenského výtvarného umenia v rokoch 1970–1990 // Prítomnosť minulosti, minulosť prítomnosti / Ed. by J. Kusá, P. Zajac. Bratislava: Nadácia Milana Šimečku. P. 102–107.

Matilsky B. (1992) Environmental Art: New Approaches to Nature // Fragile Ecologies. New York: Queens Museum of Art.

Morton T. (2007) Ecology Without Nature: Rethinking Environmental Aesthetics. Cambridge, MA.: Harvard University Press.

Roberts L. J. (2004) Mirror-Travels. Robert Smithson and History. New Haven and London: Yale University Press.

Rosenberg H., Sonfist A. et al (1983) Time and Space Concepts in Environmental Art // Art in the Land. A Critical Anthology of Environmental Art / Ed. by A. Sonfist. New York: E.P. Dutton, Inc. P. 191–216.

Ross A. D. (1990) Provisionary Reading: Notes for an Exhibition / Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism. Cambridge, Massachusetts and London: The MIT Press. P. 1–30.

Smith N. (2006) Forward // The Nature of Cities: Urban Political Ecology and the Politics of Urban Metabolism / Ed. by N. Heynen et al. London: Routledge.

Smithson R. (1996) The Collected Writings / Ed. by J. Flam. Berkeley: University of California Press.

Spaid S. (2002) Ecovention: Current Art to Transform Ecologies. Cincinnati: Contemporary Arts Center.

Wallis B. (2011) Survey // Land and Environmental Art / Ed. by J. Kastner, B. Wallis. London: Phaidon Press Ltd. P. 18–44.

Watkins A. (1948) The Old Straight Track: Its Mounds, Beacons, Moats, Sites, and Markstones. London: Methuen.

Weintraub L. (2012) To Life: Eco art in Pursuit of a Sustainable Planet. Berkerley: University of California Press. DOI: https://doi.org/10.1525/9780520954236

Wightman I. (1999) The Landscapes of Richard Long: Perspectives on Prehistory, Space and Sculptural Form. Diss. University of Plymouth.

Wollen P. (1990) Scenes from the Future: Komar & Melamid // Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism. Cambridge, Massachusetts and London: The MIT Press. P. 107–120.

Опубликован
2024-10-27
Как цитировать
ЕременкоА. А. (2024). Между городом и ландшафтом: Энвайронментальное искусство, лэнд-арт и «Коллективные действия». Городские исследования и практики, 9(3), 16-29. https://doi.org/10.17323/usp93202416-29

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)