Между городом и ландшафтом: Энвайронментальное искусство, лэнд-арт и «Коллективные действия»
Аннотация
В статье анализируется феномен обращения представителей искусства второй половины ХХ века к природной среде: ленд-арт, энвайронмент-арт, эко-арт в США и Европе, неофициальное искусство социалистической Словакии и СССР. Западные художественные практики, представленные в работах Роберта Смитсона, Ричарда Лонга, Алана Сонфиста, Агнес Денес и других художников, объединяет отказ от галерейного искусства и вовлечение окружающей среды природной среды в случае ленд-арта, городской и глобальной среды планеты в случае энвайронмент-арта и экоарта. В странах социалистического лагеря тенденция обращения к природной среде присутствовала в неофициальном искусстве конца 1960–1980-х в формах теоретических концептов, инсталляций и акций «на природе». На примере выставок в Братиславе 2007 года и Москве 2009–2010 годов видно, что природная среда в странах соцлагеря понималась как идеологически нейтральная среда в противоположность официальному режиму, тем не менее экологическая обеспокоенность входила в поле творческих дискуссий словацких художников, как в случае Рудольфа Сикоры. Акции «Поездки за город» московской артгруппы «Коллективные действия» (КД) рассматриваются как особый случай: несмотря на то что они реализовывались на природе, их эстетический смысл и генезис неотделимы от городской среды, чему посвящены теоретические работы Андрея Монастырского, одного из основателей КД. Расшатывание границ искусства и окружающей среды, обнаруженное как у советских художников, так и в других художественных практиках на Западе («анархитектура», концептуальная фотография и проч.), заставляет пересмотреть существующие искусствоведческие направления (минимализм, концептуализм, современное искусство) и констатировать ключевую роль переосмысления природной и городской сред и границ между ними в становлении современного многообразия художественных течений и направлений.
Скачивания
Литература
Бишоп К. (2011) Зоны неразличения: группа «Коллективные действия» и партиципаторное искусство // Пустые зоны. Андрей Монастырский и «Коллективные действия» (2011) Каталог выставки / Под ред. Б. Гройса. М., Лондон: Stella Art Foundation, Black Dog Publishing. С. 10–18.
Гончарова Н. (2009) Выставка «Прочь из города / Out of City. Режим доступа: http://www.ncca.ru/events.text?id=381 (дата обращения 10.01.2024).
Гройс Б. (2011) Просветы искусства // Пустые зоны. Андрей Монастырский и «Коллективные действия» (2011) Каталог выставки / Под ред. Б. Гройса. Москва –– Лондон: Stella Art Foundation, Black Dog Publishing. С. 6–9.
Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм (2015). М.: Ад Маргинем Пресс.
Коллективные действия. Поездки за город. Т. 1 (2011) / Сост. А. Монастырский. Вологда: Библиотека Московского концептуализма Германа Титова.
Монастырский А. (2009) Эстетические исследования. Библиотека Московского концептуализма. М.: Издатель Герман Титов.
Монастырский А. (2011) КД и «Поездки за город». Эстетика «Коллективных действий» // Пустые зоны. Андрей Монастырский и «Коллективные действия» (2011). Каталог выставки / Под ред. Б. Гройса. Москва — Лондон: Stella Art Foundation, Black Dog Publishing. С. 70–73.
Подорога В. (1995) Выражение и смысл: Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф. Кафка. М.: Ad Marginem.
Словарь терминов московской концептуальной школы (1999) / Сост. и авт. предисл. А. Монастырский. М.: Издательство Ad Marginem.
Смит Т. (2023) Одна и три идеи. Концептуализм до, во время и после концептуального искусства / Одна и пять идей: о концептуальном искусстве и концептуализме. М.: Ад Маргинем Пресс. С. 160–190.
Brown A. (2014) Art & Ecology Now. London: Thames & Hudson Ltd.
Čarná D. (2007) Z mesta von / Out of City. Umenie v prirode / Land Art. Bratislava: Galeria mesta Bratislavy.
Crow T. (2004) Cosmic Exile: Prophetic Turns in the Art and Life of Robert Smithson // Robert Smithson / Ed. by Eugenie Tsai. Berkeley and Los Angeles: University of California Press. P. 32–79.
Demos T. J. (2009) The Politics of Sustainability: Contemporary Art and Ecology // Radical Nature: Art and Architecture for a Changing Planet 1969–2009. London: Barbican Art Gallery.
Demos T. J. (2017) Against the Anthropocene. Visual Culture and Environment Today. London: Sternberg Press.
Denes A. (1982) Wheatfield –– A Confrontation: Battery Park Landfill, Downtown Manhattan. Режим доступа: http://www.agnesdenesstudio.com/works7.html (дата обращения 12.01.2024).
Friedman K. S. (1983) Words on the Environment // Art in the Land. A Critical Anthology of Environmental Art / Ed. by Alan Sonfist. New York: E.P. Dutton, Inc. P. 255–256.
Gooding M. (2002) Listening to the Music // Song of the Earth / Ed. by M. Gooding, W. Furlong. London: Thames & Hudson Ltd. P. 6–47.
Furlong W., Long R. (2002) Richard Long // Song of the Earth / Ed. by M. Gooding, W. Furlong. London: Thames & Hudson Ltd. P. 124–145.
Hall C. (1983) Environmental Artists: Sources and Directions // Art in the Land. A Critical Anthology of Environmental Art / Ed. by A. Sonfist. New York: E.P. Dutton, Inc. P. 8–59.
Kastner J. (2011) Preface // Ed by J. Kastner, B. Wallis. Land and Environmental Art. London: Phaidon Press Ltd. P. 16–17.
Sikorová E. (1996) Umenie na okraji. Poznámsky k situácii slovenského výtvarného umenia v rokoch 1970–1990 // Prítomnosť minulosti, minulosť prítomnosti / Ed. by J. Kusá, P. Zajac. Bratislava: Nadácia Milana Šimečku. P. 102–107.
Matilsky B. (1992) Environmental Art: New Approaches to Nature // Fragile Ecologies. New York: Queens Museum of Art.
Morton T. (2007) Ecology Without Nature: Rethinking Environmental Aesthetics. Cambridge, MA.: Harvard University Press.
Roberts L. J. (2004) Mirror-Travels. Robert Smithson and History. New Haven and London: Yale University Press.
Rosenberg H., Sonfist A. et al (1983) Time and Space Concepts in Environmental Art // Art in the Land. A Critical Anthology of Environmental Art / Ed. by A. Sonfist. New York: E.P. Dutton, Inc. P. 191–216.
Ross A. D. (1990) Provisionary Reading: Notes for an Exhibition / Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism. Cambridge, Massachusetts and London: The MIT Press. P. 1–30.
Smith N. (2006) Forward // The Nature of Cities: Urban Political Ecology and the Politics of Urban Metabolism / Ed. by N. Heynen et al. London: Routledge.
Smithson R. (1996) The Collected Writings / Ed. by J. Flam. Berkeley: University of California Press.
Spaid S. (2002) Ecovention: Current Art to Transform Ecologies. Cincinnati: Contemporary Arts Center.
Wallis B. (2011) Survey // Land and Environmental Art / Ed. by J. Kastner, B. Wallis. London: Phaidon Press Ltd. P. 18–44.
Watkins A. (1948) The Old Straight Track: Its Mounds, Beacons, Moats, Sites, and Markstones. London: Methuen.
Weintraub L. (2012) To Life: Eco art in Pursuit of a Sustainable Planet. Berkerley: University of California Press. DOI: https://doi.org/10.1525/9780520954236
Wightman I. (1999) The Landscapes of Richard Long: Perspectives on Prehistory, Space and Sculptural Form. Diss. University of Plymouth.
Wollen P. (1990) Scenes from the Future: Komar & Melamid // Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism. Cambridge, Massachusetts and London: The MIT Press. P. 107–120.