Родительское лицензирование детских независимых перемещений в современных российских семьях
Аннотация
В статье рассматривается детскородительское взаимодействие в ситуациях начала независимых перемещений с точки зрения ребенка. На материале 30 полуструктурированных биографических интервью с информантами в возрасте от 11 до 24 лет, включая 15 мальчиков/юношей и 15 девочек/девушек из 15 городов России, исследуются нарративы о независимых перемещениях и о детско-родительских отношениях в контексте дальнейшего становления самостоятельности. С опорой на теорию самодетерминации и представления о родительском контроле и поддержке автономии обсуждаются два ключевых взгляда на самостоятельность — как на независимые действия, совершаемые без помощи других людей, и как на волевые поступки, обусловленные ценностями. Независимые перемещения ребенка могут рассматриваться как важная тема в детско-родительских отношениях, однако родительское лицензирование перемещений часто отличается от поведения родителей в других ситуациях, связанных с развитием самостоятельности детей. Показано, что история начала независимых перемещений ребенка во многом уникальна и может служить источником опыта подростковой самостоятельности, в котором родители выстраивают систему правил (структуру), регулирующих перемещения, и делегируют принятие решений внутри этих правил ребенку, который дополняет или даже контрастирует с другими контекстами отношений. Обсуждаются ограничения и перспективы исследования.