Устойчивая водохозяйственная инфраструктура для водной безопасности населенных пунктов, их населения и объектов экономики
Аннотация
С позиций обеспечения водной, продовольственной и энергетической безопасности, а также устойчивости к природным и рукотворным рискам многие виды водохозяйственных систем развиты явно недостаточно, а имеющиеся не всегда способны решать поставленные задачи, и это касается не только России. У этого есть как управленческие, так и финансовые причины.
Вопросы целесообразного распределения ответственности за водохозяйственные системы, критически важные для жизнедеятельности населенных пунктов, между уровнями публичной власти, публичным и частным сектором, и роли различных источников финансирования соответствующих затрат, в случае коммунального водоснабжения и водоотведения хорошо изучены, но применительно к таким водохозяйственным системам, как, например, сельское водоснабжение, многоцелевая водохозяйственная инфраструктура, системы защиты населенных пунктов и объектов экономики от негативного воздействия вод (включая защиту от снежных лавин, селей и оползней; коллекторно-дренажные системы; ливневую канализацию), они остаются недостаточно исследованными.
Методической основой поиска ответов на поставленные вопросы являются работы по национальным наборам показателей водной безопасности населения и поселений, на основе концепции «нексуса»; подходы и рекомендации авторитетных международных организаций, включая Глобальное водное партнерство, Европейскую экономическую комиссию ООН, ОЭСР (концепция «3Тs», рекомендации по воде, управлению водным сектором, участию частного сектора в инфраструктуре); а также собственный анализ особенностей благ, предоставляемых водохозяйственной инфраструктурой, и релевантного опыта ряда стран. На этой основе в статье представлено авторское видение вариантов устойчивого системного решения указанных вопросов, предложено целесообразное распределение ответственности публичной власти разного уровня и других экономических агентов за финансирование капитальных и текущих затрат соответствующих видов водохозяйственной инфраструктуры.
Скачивания
Литература
Европейская экономическая комиссия ООН, ОЭСР. (2014). Интегрированное управление водными ресурсами в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии: Национальные диалоги по водной политике Водной инициативы Европейского союза. Отчет о прогрессе 2013 (ECE/ MP.WAT/44). Нью-Йорк и Женева: ООН. Режим доступа: https://unece.org/DAM/env/water/publications/NPD_IWRM_study/ECE_MP.WAT_44_ ru.pdf.
Мартусевич, А. П., & Козельцев, М. Л. (2024) ЭКИ 1: Водохозяйственные системы. Практический пример 1: Проблемы водного хозяйства Центральной Азии и возможные направления их решения. Бишкек.
Мартусевич, А. П., & Мартусевич, Р. А. (2010) Особенности ВКХ, определяющие сложности регулирования и создания рынка в отрасли. Вестник РАВВ, (6).
Мартусевич, А. П., & Мартусевич Р. А. (2024) О концептуальных основах учебного курса «Вопросы экономики опорной и критической инфраструктуры». Бишкек.
Мартусевич, Р. А., Сиваев, С. Б., & Хомченко, Д. Ю. (2006) Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве. Москва: Фонд «Институт экономики города», 2006. Режим доступа: https://urbaneconomics.ru/sites/default/files/3432_import.pdf.
Нацстаком, К. Р. (2018, 2023). О разработке национальных показателей водной, продовольственной и энергетической безопасности Кыргызской Республики. Режим доступа: https://stat.gov.kg/media/publicationarchive/6cb1934c-e4f5-483c-8eae-ce0363f1cf01.pdf.
ОЭСР (2018). Повышение роли Шардаринской многоцелевой водохозяйственной инфраструктуры в Казахстане. Париж: OECD Publishing, https://doi.org/10.1787/9789264310063-ru.
Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (2022). Международные принципы надлежащей практики в сфере устойчивой инфраструктуры. Найроби. Режим доступа: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/39811/infrastructure_ practices2_RU.pdf.
Сиваев, С. Б., & Маркварт, Э. (2018). Государственно- и муниципально-частное партнерство в России и за рубежом: учебное пособие. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.
Asian Development Bank (2017). Asian water development outlook 2016: Description of methodology and data. Manila: Asian Development Bank, http://dx.doi.org/10.22617/RPT178628-2.
Marin, P. (2009). Public-private partnerships for urban water utilities: a review of experiences in developing countries (Trends and policy options, No. 8). Washington, DC: World Bank. Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/984921468182666780.
Naughton, M., DeSantis, N., & Martoussevitch, A. (2017). Managing multi-purpose water infrastructure: A review of international experience (OECD Environment Working Papers, No. 115), Paris: OECD Publishing, https://dx.doi.org/10.1787/bbb40768-en.
OECD (2007). OECD Principles for Private Sector Participation in Infrastructure. Paris: OECD Publishing, https://doi.org/10.1787/9789264034105-en.
OECD (2015). OECD Principles on water governance. Режим доступа: https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/topics/policy-subissues/water-governance/oecd-principles-onwater-governance-en.pdf/_jcr_content/ renditions/original./oecd-principles-onwater-governance-en.pdf.
OECD (2016). Recommendation of the council on water, https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-0434.
OECD (2020). Recommendation of the council on the governance of infrastructure. Режим доступа: https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-0460.
Oshakbaev, D., Akisheva, Z., & Martoussevitch, А. (2021). Developing a national water security indicators framework in Kazakhstan (OECD Environment Working Papers, No. 177). Paris: OECD Publishing, https://doi.org/10.1787/9ce9aa8c-en.
UN (2015). Sendai Framework for Disaster Risk Reduction 2015–2030, https://www.undrr.org/ media/16176/download?startDownload=20250114. UNECE & OECD (2014). Integrated Water Resources Management in Eastern Europe, the Caucasus and Central Asia (ECE/MP.WAT/44), https://unece.org/DAM/env/water/ publications/NPD_IWRM_study/ECE_MP.WAT_44_ en.pdf.