Практика концессионных соглашений в секторе водопроводно-канализационного хозяйства российских городов
Аннотация
Объектом исследования являются концессионные соглашения в секторе водоснабжения и водоотведения муниципальных образований Российской Федерации. Цели исследования: провести содержательный и статистический анализ концессионных соглашений в секторе водопроводно-канализационного хозяйства населенных пунктов Российской Федерации, определить барьеры привлечения частных инвестиций в коммунальный сектор, разработать предложения по совершенствованию государственного регулирования государственно-частного партнерства в коммунальном секторе с целью формирования его инвестиционной привлекательности.
В рамках данной работы проведен анализ 353 концессионных соглашений по 12 регионам Российской Федерации, а также дополнительно рассмотрены концессионные соглашения по 20 крупным городам страны. Проведенный анализ позволил систематизировать российский опыт заключения договоров государственно-частного партнерства за период с 2011 по 2023 год. Показано, что все рассмотренные концессионные соглашения можно разделить на три группы по срокам их реализации: (а) соглашения со сроком до 10 лет; эти соглашения часто заключались скорее для роста числа концессий в относительно небольших поселениях, включая села; никакого потенциала на привлечение инвестиций такие соглашения не содержат; (б) соглашения на период 10–25 лет; доля таких соглашений — 51%; именно из этой группы могут вырасти серьезные игроки на рынке водоснабжения/ водоотведения, которые сформируют реальную конкурентную среду по управлению инфраструктурой сектора в случае принятия правовых мер по снижению рисков инвестирования в сектор; (в) соглашения с периодом от 25 до 50 лет, в этих соглашениях содержится львиная доля обещанных в сектор частных инвестиций (порядка 90%), но большая часть этих инвестиций предполагаются не сейчас, а спустя 20, 30 и более лет; такие соглашения заключаются в крупных городах России и имеют признаки приватизации управления водным сектором российских городов. На основании проведенного анализа подготовлены рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего концессионные соглашения в коммунальном секторе.
Скачивания
Литература
Государственная автоматизированная система «Управление». (2024). Руководство пользователя по заполнению сведений о реализации проектов государственно-частного партнерства в модуле «Мониторинг проектов ГЧП». Режим доступа: https://gasu.gov.ru/ preview?fileId=12959.
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 22.04.2024, с изм. от 25.04.2024). (2004). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_51057/.
Кузнецова, А. В., & Новокшонова, Н. А. (2019). Проблемные вопросы заключения концессионных соглашений в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Управление в современных системах, 2(22), 19–22.
Национальный центр ГЧП. (2019). ГЧП в коммунальной инфраструктуре и благоустройстве: аналитический отчет. Москва. Режим доступа: https://rosinfra.ru/library/gcp-vkommunalnoj-infrastrukture-iblagoustrojstve-analiticeskij-obzor. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ. (2011). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_122867/.
Правительство РФ (2013). Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». (2013). Режим доступа: https://base.garant. ru/70375124/.
Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (2005). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_54572/.
Губернатор Самарской области (2024). Постановление Губернатора Самарской области от 16.11.2024 № 465 «О мерах по рациональному и эффективному использованию имущества Самарской области». (2024). Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ document/6300202411190003.
Федеральная служба по тарифам (2013). Приказ Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Режим доступа: https://base.garant.ru/70603276/.
Росинфра (2022). Развитие коммунальной инфраструктуры городов: партнерство государства и бизнеса (Аналитический отчет). Режим доступа: https://rosinfra.ru/library/razvitiekommunalnoj-infrastruktury-gorodovpartnerstvo-gosudarstva-i-biznesa.
Сиваев, С. Б. (2018). Жилищно-коммунальный комплекс: между политикой и экономикой. Москва: Центр стратегических разработок.
Сиваев, С. Б., & Абдуллаев, А. М. (2024). О критерии финансовой доступности коммунальных услуг. Энергосбережение, 3(4), 22–27.
Сиваев, С. Б., & Макварт, Э. (2018). Государственно- и муниципально-частное партнерство в России и за рубежом. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.
Счетная палата РФ. (2024). Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта “Инфраструктурное меню”, в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022–2023 годах».
Almeile, A. M., Chipulu, M., Ojiako, U., Vahidi, R., & Marshall, A. (2022). Project-focussed literature on public-private partnership (PPP) in developing countries: a critical review. Production Planning & Control, 35(7), 683–710. https://doi.org/10.1080/09537287.2022.212340 8.
EY, & American Water Work Association (AWWA). (2010). To P3 or not to P3: A water industry view on the relevance of public-private partnership delivery models. Режим доступа: https://www.ey.com/content/dam/ey-unifiedsite/ey-com/ja-jp/insights/strategytransactions/documents/ey-water-p3-surveyissue-v1.pdf.
Li, Y., He, N., Li, H., & Zhang, Y. (2024). Sustainability assessment of urban water public-private partnership projects with environmental, social, and governance (ESG) criteria. JAWRA Journal of the American Water Resources Association, 60(6), 12091227. https://doi.org/10.1111/17521688.13235.
Rahman, H. Z., Miraj, P., Andreas, A., & Perdana, R. (2022). Research trends, themes and gaps of public private partnership in water sector: A two decade review. Urban Water Journal, 19(8), 782–797. https://doi.org/10.1080/ 1573062X.2022.2088393.