Сценарии неформального использования локальными сообществами пространства магазина «у дома» в ходе социального проекта «Центры местного сообщества»
Аннотация
Представлено исследование практической реализации социального проекта «Центры местного сообщества» в магазинах торговой сети «Пятерочка» (2020–2023), суть которого заключалась в предложении и проектной поддержке социально ориентированных практик на площадке магазинов шаговой доступности. Основная задача проекта — формирование среды, способствующей самоорганизации жителей вокруг инициатив, нацеленных на развитие добрососедства и взаимопомощи через создание и поддержание регулярной работы сети комьюнити-центров в магазинах. Приведен анализ трансформации пространства магазина шаговой доступности в связи с предложенными проектными социальными инициативами, проведена оценка социокультурного потенциала таких изменений, а именно: развитие горизонтальных социальных связей между жителями одного района (населенного пункта), развитие среды, способствующей укреплению культуры заботы о сообществе и добрососедства. Также в статье предпринята попытка проанализировать, как политика корпоративной социальной ответственности, реализуемая в сетевом продуктовом магазине (практики заботы, благотворительность и т. п.), изменяет восприятие местными жителями привычного магазина в шаговой доступности в зависимости от множества переменных.