Сценарии неформального использования локальными сообществами пространства магазина «у дома» в ходе социального проекта «Центры местного сообщества»
Аннотация
Представлено исследование практической реализации социального проекта «Центры местного сообщества» в магазинах торговой сети «Пятерочка» (2020–2023), суть которого заключалась в предложении и проектной поддержке социально ориентированных практик на площадке магазинов шаговой доступности. Основная задача проекта — формирование среды, способствующей самоорганизации жителей вокруг инициатив, нацеленных на развитие добрососедства и взаимопомощи через создание и поддержание регулярной работы сети комьюнити-центров в магазинах. Приведен анализ трансформации пространства магазина шаговой доступности в связи с предложенными проектными социальными инициативами, проведена оценка социокультурного потенциала таких изменений, а именно: развитие горизонтальных социальных связей между жителями одного района (населенного пункта), развитие среды, способствующей укреплению культуры заботы о сообществе и добрососедства. Также в статье предпринята попытка проанализировать, как политика корпоративной социальной ответственности, реализуемая в сетевом продуктовом магазине (практики заботы, благотворительность и т. п.), изменяет восприятие местными жителями привычного магазина в шаговой доступности в зависимости от множества переменных.
Скачивания
Литература
Блокланд Т. (2023) Сообщество как городская практика. М.: Новое литературное обозрение.
Гоффман Э. (2017) Поведение в публичных местах. М.: Элементарные формы.
Зиммель Г. (2018) Большие города и духовная жизнь. М.: Strelka Press.
В «Пятерочке» прошли выставки наивного искусства (2023) // Комсомольская правда. 16 мая. Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/27503/4763389/ (дата обращения: 17.12.2023).
Гусейнова А. (2023) Как магазин «у дома» становится местом встречи с искусством // Бизнес&Общество. 04.08.2023. Режим доступа: https://www.b-soc.ru/blogs/kak-magazin-u-doma-stanovitsya-mestom-vstrechi-.s-iskusstvom/ (дата обращения: 17.12.2023).
Джейкобс Д. (2011) Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство.
Кишик Д. (2023) Манхэттенский проект. Теория города. М.: Ад Маргинем Пресс.
Оже М. (2001) Введение в антропологию гипермодерна. М.: Новое литературное обозрение.
Павлов А. (2019). Постпостмодернизм. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.
Проект «Мамин выходной» (2022) // Фонд президентских грантов. Режим доступа: https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=ec433b80-4d97-4a75-bdd1-01264c4ba284&ysclid=lqaak1maf3769811751 (дата обращения: 17.12.2023).
Центры местного сообщества (2022) // X5Group. Для сообщества. Режим доступа: https://x5vmeste.ru/initiatives/community-centers/?ysclid=lq01shv7kg374148407 (дата обращения: 17.12.2023).
Обзор покупательского потребления россиян (2017) // Анкетолог. 27.02.2017. Режим доступа: https://iom.anketolog.ru/2019/02/26/magaziny?fbclid=IwAR1IOW9Sl-pqRMNEB3t-XYsDUums4-rhQk5UzhsQfotXAQ24-a3l4wH4TCk (дата обращения: 17.12.2023).
Sustainability Report 2022 (2022) // X5Group. ESG reports. Режим доступа: https://www.x5.ru/en/investors/esg-reports/ (дата обращения: 17.12.2023).