Сценарии неформального использования локальными сообществами пространства магазина «у дома» в ходе социального проекта «Центры местного сообщества»

  • Анна Левоновна Гусейнова ФТС «Пятерочка»
Ключевые слова: локальная идентичность, локальные сообщества, коммуникация с потребителями, концепция «не-места», сетевые продуктовые магазины, социальные практики, социальные связи, социокультурная трансформация городского пространства

Аннотация

Представлено исследование практической реализации социального проекта «Центры местного сообщества» в магазинах торговой сети «Пятерочка» (2020–2023), суть которого заключалась в предложении и проектной поддержке социально ориентированных практик на площадке магазинов шаговой доступности. Основная задача проекта — формирование среды, способствующей самоорганизации жителей вокруг инициатив, нацеленных на развитие добрососедства и взаимопомощи через создание и поддержание регулярной работы сети комьюнити-центров в магазинах. Приведен анализ трансформации пространства магазина шаговой доступности в связи с предложенными проектными социальными инициативами, проведена оценка социокультурного потенциала таких изменений, а именно: развитие горизонтальных социальных связей между жителями одного района (населенного пункта), развитие среды, способствующей укреплению культуры заботы о сообществе и добрососедства. Также в статье предпринята попытка проанализировать, как политика корпоративной социальной ответственности, реализуемая в сетевом продуктовом магазине (практики заботы, благотворительность и т. п.), изменяет восприятие местными жителями привычного магазина в шаговой доступности в зависимости от множества переменных.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Анна Левоновна Гусейнова, ФТС «Пятерочка»

Социальный антрополог, соавтор и методолог проекта «Центры местного сообщества» ФТС «Пятерочка»

Литература

Блокланд Т. (2023) Сообщество как городская практика. М.: Новое литературное обозрение.

Гоффман Э. (2017) Поведение в публичных местах. М.: Элементарные формы.

Зиммель Г. (2018) Большие города и духовная жизнь. М.: Strelka Press.

В «Пятерочке» прошли выставки наивного искусства (2023) // Комсомольская правда. 16 мая. Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/27503/4763389/ (дата обращения: 17.12.2023).

Гусейнова А. (2023) Как магазин «у дома» становится местом встречи с искусством // Бизнес&Общество. 04.08.2023. Режим доступа: https://www.b-soc.ru/blogs/kak-magazin-u-doma-stanovitsya-mestom-vstrechi-.s-iskusstvom/ (дата обращения: 17.12.2023).

Джейкобс Д. (2011) Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство.

Кишик Д. (2023) Манхэттенский проект. Теория города. М.: Ад Маргинем Пресс.

Оже М. (2001) Введение в антропологию гипермодерна. М.: Новое литературное обозрение.

Павлов А. (2019). Постпостмодернизм. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.

Проект «Мамин выходной» (2022) // Фонд президентских грантов. Режим доступа: https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=ec433b80-4d97-4a75-bdd1-01264c4ba284&ysclid=lqaak1maf3769811751 (дата обращения: 17.12.2023).

Центры местного сообщества (2022) // X5Group. Для сообщества. Режим доступа: https://x5vmeste.ru/initiatives/community-centers/?ysclid=lq01shv7kg374148407 (дата обращения: 17.12.2023).

Обзор покупательского потребления россиян (2017) // Анкетолог. 27.02.2017. Режим доступа: https://iom.anketolog.ru/2019/02/26/magaziny?fbclid=IwAR1IOW9Sl-pqRMNEB3t-XYsDUums4-rhQk5UzhsQfotXAQ24-a3l4wH4TCk (дата обращения: 17.12.2023).

Sustainability Report 2022 (2022) // X5Group. ESG reports. Режим доступа: https://www.x5.ru/en/investors/esg-reports/ (дата обращения: 17.12.2023).

Опубликован
2024-12-31
Как цитировать
ГусейноваА. Л. (2024). Сценарии неформального использования локальными сообществами пространства магазина «у дома» в ходе социального проекта «Центры местного сообщества». Городские исследования и практики, 9(4), 110-120. https://doi.org/10.17323/usp942024110-120