Между городом и ландшафтом: Энвайронментальное искусство, лэнд-арт и «Коллективные действия»
Аннотация
В статье анализируется феномен обращения представителей искусства второй половины ХХ века к природной среде: ленд-арт, энвайронмент-арт, эко-арт в США и Европе, неофициальное искусство социалистической Словакии и СССР. Западные художественные практики, представленные в работах Роберта Смитсона, Ричарда Лонга, Алана Сонфиста, Агнес Денес и других художников, объединяет отказ от галерейного искусства и вовлечение окружающей среды природной среды в случае ленд-арта, городской и глобальной среды планеты в случае энвайронмент-арта и экоарта. В странах социалистического лагеря тенденция обращения к природной среде присутствовала в неофициальном искусстве конца 1960–1980-х в формах теоретических концептов, инсталляций и акций «на природе». На примере выставок в Братиславе 2007 года и Москве 2009–2010 годов видно, что природная среда в странах соцлагеря понималась как идеологически нейтральная среда в противоположность официальному режиму, тем не менее экологическая обеспокоенность входила в поле творческих дискуссий словацких художников, как в случае Рудольфа Сикоры. Акции «Поездки за город» московской артгруппы «Коллективные действия» (КД) рассматриваются как особый случай: несмотря на то что они реализовывались на природе, их эстетический смысл и генезис неотделимы от городской среды, чему посвящены теоретические работы Андрея Монастырского, одного из основателей КД. Расшатывание границ искусства и окружающей среды, обнаруженное как у советских художников, так и в других художественных практиках на Западе («анархитектура», концептуальная фотография и проч.), заставляет пересмотреть существующие искусствоведческие направления (минимализм, концептуализм, современное искусство) и констатировать ключевую роль переосмысления природной и городской сред и границ между ними в становлении современного многообразия художественных течений и направлений.