В поисках локальной идентичности Басманного района Москвы: от неуловимого к множественному
Аннотация
В статье рассматривается локальная идентичность Басманного района Москвы, понимаемая через множество взаимосвязанных уникальных образов этой городской территории, составляющих основу механизма отождествления местных жителей со «своим» означенным и осмысленным местом.
Центральное положение этого района и его историческая застройка, как ни парадоксально, актуализируют задачу поиска уникальной идентичности, поскольку понимание центральности неоднозначно и размывает локальную специфику, а значение наследия оригинально интерпретируется образом историчности района. Диверсификация смыслов, репрезентированная в идее разнообразного района, легитимирует значение центральности и рождает целый ряд противоречивых составляющих локальной идентичности — от студенческого и «тусовочного» района до креативного. Центральность района, таким образом, поддерживает множественность локальных субцентров и соответствующих им множественных смыслов места. Воспоминания о Немецкой слободе вызывают к жизни идею «альтернативного центра». При этом идентичность исторического района с собственной атмосферой «для своих» входит в семантический конфликт с ориентированными на привлечение внешних посетителей образами (студенческий, креативный, тусовочный район).
В результате манифестируется локальная гражданская позиция и идентичность активистского района, основанная на разнообразии смыслов, множестве оспариваемых мест, связанных с сохранением исторического наследия, многообразии местных сообществ и гражданских инициатив, в том числе направленных против важных ядер формирования образов креативного и тусовочного образов района. Вся эта множественность смыслов, противоречащих и/или взаимосвязанных один с другим, имеющих яркую локализацию в отдельных местных вернакулярах или «размазанных» по нечетко осознаваемой общей территории района, и составляет сложный палимпсест локальной идентичности Басманного района Москвы.
Скачивания
Литература
Аларушкина С., Борисов А., Воронина А., Гладун П., Гришунов Е., Зиатдинова С., Квеладзе М., Кирюхин Д., Митин И., Михайлов А., Молодцова В., Фатехова А. (2019). «Увидеть невидимое: в поисках локальной идентичности района Ясенево в Москве» // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. Т. 11. № 20. С. 133–163. Режим доступа: https://www.inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/5875.
Богданова Е., Бредникова О., Запорожец О. (2021) Как понимать и как исследовать соседство? // Laboratorium: журнал социальных исследований. Т. 13. № 2. С. 139–171.
Вендина О.И. (2012) Московская идентичность и идентичность москвичей // Известия Российской академии наук. Серия географическая. № 5. С. 27–39.
Визгалов Д.В. (2011) Брендинг города. Москва: Фонд «Институт экономики города».
Губогло М.Н. (2003) Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки. Москва: Наука.
Замятин Д.Н. (2013) Геокультурный брендинг территории: концептуальные основы // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. № 5. С. 11–23.
Лефевр А. (2015) Производство пространства. Москва: Strelka Press.
Линч К. (1982) Образ города. Москва: Стройиздат.
Митин И. (2011) На пути к воображаемой географии: два поворота, три пространства // Топос. № 1. С. 62–73.
Митин И.И. (2022а) Город как палимпсест: от историко-географической метафоры к семиотической модели территориального управления // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Т. 49. № 1. С. 108–125.
Митин И.И. (2022б) Место и безместье в ментальной картографии: На пути к гуманистическим ГИС? // Воображаемые картографии: Карта и географическое воображение в истории и культуре / Под общ. ред. Д.Н. Замятина, И.Г. Коноваловой. М.: Институт всеобщей истории РАН. С. 107–113.
Млечко Л.Е. (2015) «Символический капитал» города Волгограда в анализе территориальной идентичности // Форум: гуманитарные и экономические науки. Т. 5. № 2. С. 51–60.
Самошкина И.С. (2008) Территориальная идентичность как предмет социально-психологического исследования // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». № 3. С. 43–53.
Смирнягин Л.В. (2007) О региональной идентичности // Вопросы экономической и политической географии. Т. 17 / Под ред. И.С. Ивановой, И.М. Кузиной, А.С. Фетисова. Москва–Смоленск: Ойкумена. С. 21–49.
Федотова Н.Г., Васильева Н.Ю. (2017) Символический капитал Великого Новгорода в дискурсе социальных медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. Т. 24. № 2. С. 119–127.
Atkinson D., Cosgrove D. (1998) Urban Rhetoric and Embodied Identities: City, Nation, and Empire at the Vittorio Emanuele II Monument in Rome, 1870–1945 // Annals of the Association of American Geographers. Vol. 88. No. 1. P. 28–49.
Bitusikova A. (1998) Transformations of a City Centre in the Light of Ideologies // International Journal of Urban and Regional Research. Vol. 22. No. 4. P. 614–622.
Castells M. (2010) The Power of Identity: The Information Age: Economy, Society and Culture. New Jersey: Wiley-Blackwell.
Chang T.C., Lim S.I. (2004) Geographical Imaginations of ‘New Asia — Singapore’ // Geografiska Annaler. Vol. 86. No. 3. P. 165–185.
Cuba L., Hummon D.M. (1993). A Place to Call Home: Identification with Dwelling, Community, and Region // The Sociological Quarterly. Vol. 34. No. 1. P. 111–131.
Diener A., Hagen J. (2013) From Socialist to Post-socialist Cities: Narrating the Nation through Urban Space // Nationalities Papers. Vol. 41. No. 4. P. 487–514.
Ehrkamp P. (2010) Identity, Geography and // Encyclopedia of Geography. Vol. 1 / Ed. by B. Warf. Thousand Oaks, CA–L.–New Delhi–Singapore: SAGE. Режим доступа: http://sk.sagepub.com/reference/geography/n608.xml.
Entrikin N. (1991). The Betweenness of Place. Towards a Geography of Modernity. Baltimore: Johns Hopkins University Press.
Kavaratzis M., Ashworth G. (2010) Place branding: Where do we stand // Towards Effective Place Brand Management / Ed. by G. Ashworth, M. Kavaratzis. Cheltenham–Northampton, MA: Edward Elgar. P. 1–14.
Kavaratzis M., Hatch M.J. (2013) The Dynamics of Place Brands: An Identity-Based Approach to Place Branding Theory // Marketing Theory. Vol. 13. No. 1. P. 69–86.
Mitin I. (2018) Constructing Urban Cultural Landscapes & Living in the Palimpsests: A Case of Moscow City (Russia) Distant Residential Areas // BELGEO. No. 4. P. 1–15. Режим доступа: https://journals.openedition.org/belgeo/28126.
Proshansky H., Fabian A., Kamikoff R. (1983) Place identity: Physical World Socialisation of the Self // Journal of Environmental Psychology. Vol. 3. No. 1.
Relph E. (1976) Place and Placelessness. London: Pion Limited.
Strelnikova A. (2018) Old and New Residents of Former Industrial Neighborhood: Differences and Identities. NRU Higher School of Economics. Series SOC “Sociology”. DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.3301264.
Ter-Ghazaryan D. (2013). “Civilizing the City Center”: Symbolic Spaces and Narratives of the Nation in Yerevan’s Post-Soviet Landscape // Nationalities Papers. Vol. 41. No. 4. P. 570–589.
Tuan Y.-F. (1974) Space and Place: Humanistic Perspective // Progress in Geography. Vol. 6. P. 211–252.
Tuan Y.-F. (1976) Humanistic Geography // Annals of the Association of American Geographers. Vol. 66. P. 266–276.
Tuan Y.-F. (2002) Space and Place. The Perspective of Experience. 9th ed. London: University of Minnesota Press.
Warnaby G., Medway D. (2013) What about the ‘Place’ in Place Marketing? // Marketing Theory. Vol. 13. No. 3. P. 345–363.