Некоторые размышления о городской теме в драматургии Л. М. Леонова
Аннотация
В настоящей работе представлена художественно-философская интерпретация проблемы города и его жителей на материале пьес русского советского писателя Л. М. Леонова «Унтиловск» и «Золотая карета» («город» понимается в данном случае и как структура мышления, и как культурно-географическая единица).
Одной из основ рассуждений является тезис, выдвинутый советской историографией, согласно которому вся драматургия классика — антимещанская по сути. Выясняются идейно-идеологические основания отмеченного тезиса (например, метод социалистического реализма, в рамках которого формулировалось подобное положение), производится уточняющая критика специальной историографии (автор статьи стоит на позиции пессимистической интерпретации трудов Л. М. Леонова).
Городская тема в отмеченных пьесах высвечена в виде линейной схемы — как своеобразных точек входа и выхода в драматургии Л. М. Леонова. Показано, как драматург освещает начальный этап трансформации мещанства в первые годы советской власти («Унтиловск») и к каким выводам приходит в середине 1940-х годов («Золотая карета»), давая намеками ответ на вопрос о том, что такое «новый советский человек», выведенный за 30 лет интенсивной модернизации социальных отношений.