Родительское лицензирование детских независимых перемещений в современных российских семьях
Аннотация
В статье рассматривается детскородительское взаимодействие в ситуациях начала независимых перемещений с точки зрения ребенка. На материале 30 полуструктурированных биографических интервью с информантами в возрасте от 11 до 24 лет, включая 15 мальчиков/юношей и 15 девочек/девушек из 15 городов России, исследуются нарративы о независимых перемещениях и о детско-родительских отношениях в контексте дальнейшего становления самостоятельности. С опорой на теорию самодетерминации и представления о родительском контроле и поддержке автономии обсуждаются два ключевых взгляда на самостоятельность — как на независимые действия, совершаемые без помощи других людей, и как на волевые поступки, обусловленные ценностями. Независимые перемещения ребенка могут рассматриваться как важная тема в детско-родительских отношениях, однако родительское лицензирование перемещений часто отличается от поведения родителей в других ситуациях, связанных с развитием самостоятельности детей. Показано, что история начала независимых перемещений ребенка во многом уникальна и может служить источником опыта подростковой самостоятельности, в котором родители выстраивают систему правил (структуру), регулирующих перемещения, и делегируют принятие решений внутри этих правил ребенку, который дополняет или даже контрастирует с другими контекстами отношений. Обсуждаются ограничения и перспективы исследования.
Скачивания
Литература
Бочавер А.А., Поливанова К.Н., Павленко К.В. (2020) Гулять или не гулять? Как современные родители организуют независимую мобильность детей // Городские исследования и практики. Т. 5. № 3. С. 38–53. DOI:10.17323/usp53202038-53.
Королёва Я.П. (2020) Перемещение подростков по городу: мотивы, возможности и ограничения // Городские исследования и практики. Т. 5. № 3. С. 54–65. DOI:10.17323/usp53202054-65.
Озорнина Н.Ю., Любицкая К.А., Бочавер А.А. (2022) К проблемам понятийного аппарата в исследованиях родительства в образовании // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 2. С. 42–65. DOI:10.14515/monitoring.2022.2.1997.
Осорина М.В. (2019) Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер.
Радина Н.К. (2017) Город как фабрика страха и риска: детский взгляд на городское пространство // Социальная психология и общество. Т. 8. № 2. С. 131–145. DOI:10.17759/sps.2017080209.
Сергеева О.В., Лактюхина Е.Г. (2019) Социальные аспекты цифровизации детской городской мобильности // Журнал исследований социальной политики. Т. 17. № 4. С. 507–524. DOI:10.17323/727-0634-2019-17-4-507-524.
Alparone F.R., Pacilli M.G. (2012) On Children’s Independent Mobility: The Interplay of Demographic, Environmental, and Psychosocial Factors // Children’s Geographies. Vol. 10. № 1. P. 109–122.
Barber B.K. (1996) Parental Psychological Control: Revisiting a Neglected Construct // Child Development. Vol. 67. № 6. P. 3296–3319.
Bennetts S.K. et al. (2022) ‘Stranger Danger’, ‘Abduction Risks’ and ‘Fear’: Media Coverage of Children's Independent Mobility and Parental Attitudes // Children & Society. 00, e12659. DOI:10.1111/chso.12659.
Berasategi N., Legorburu I., Aliri J., Alonso I. (2022) The ‘Walking with Friends to School’ Project and Its Contribution to Independent Mobility, Self-Esteem and Happiness // Children and Society. Vol. 36. P. 768–778. DOI:10.1111/chso.12532.
Flynn R.M., Shaman N.J., Redleaf D.L. (2023) The Unintended Consequences of “Lack of Supervision” Child Neglect Laws: How Developmental Science Can Inform Policies About Childhood Independence and Child Protection // Social Policy Report. Vol. 36. P. 1–38. DOI:10.1002/sop2.27.
Hillman M., Adams J., Whitelegg J. (1990) One False Move… A Study of Children’s Independent Mobility. London: Policy Studies Institute.
Legorburu I., Idoiaga N., Alonso I., Berasategi N. (2022) Why are You Allowed to Go to School on Your Own? Exploring Children's Voices on Independent Mobility // Children and Society. Vol. 36. P. 1111–1125. DOI:10.1111/chso.12559.
Ryan R.M., Deci E.L. (2000) Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being // American Psychologist. Vol. 55. № 1. P. 68–78.
Schaefer E.S. (1965) Children’s Reports of Parental Behavior: An Inventory // Child Development. Vol. 36. № 2. P. 413–424.
Shaw B., Bicket M., Elliott B., Fagan-Watson B., Mocca E., Hillman M. (2015) Children’s Independent Mobility: An International Comparison and Recommendations for Action. London: Policy Studies Institute.
Soenens B., Beyers W. (2012) The Cross‐Cultural Significance of Control and Autonomy in Parent–Adolescent Relationships // Journal of Adolescence. Vol. 35. № 2. P. 243–248.
Soenens B., Vansteenkiste M. (2010) A Theoretical Upgrade of the Concept of Parental Psychological control: Proposing New Insights on the Basis of Self-Determination Theory // Developmental Review. Vol. 30. № 1. P. 74–99.
Soenens B., Vansteenkiste M., Van Petegem S., Beyers W., Ryan R. (2017) How to Solve the Conundrum of Adolescent Autonomy? // Autonomy in Adolescent Development: Towards Conceptual Clarity. Abingdon, New York: Routledge, Psychology Press. P. 1–32.
Van Petegem S., Zimmer-Gembeck M., Baudat S., Soenens B., Vansteenkiste M., Zimmermann G. (2019) Adolescents’ Responses to Parental Regulation: The Role of Communication Style and Self-Determination // Journal of Applied Developmental Psychology. Vol. 65. P. 1–45. DOI:10.1016/j.appdev.2019.101073.