Родительское лицензирование детских независимых перемещений в современных российских семьях

  • Александра Алексеевна Бочавер Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
  • Виктория Георгиевна Ерофеева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
  • Екатерина Михайловна Цыганова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Ключевые слова: детские независимые перемещения, автономия, родительский контроль, поддержка автономии, развитие самостоятельности

Аннотация

В статье рассматривается детскородительское взаимодействие в ситуациях начала независимых перемещений с точки зрения ребенка. На материале 30 полуструктурированных биографических интервью с информантами в возрасте от 11 до 24 лет, включая 15 мальчиков/юношей и 15 девочек/девушек из 15 городов России, исследуются нарративы о независимых перемещениях и о детско-родительских отношениях в контексте дальнейшего становления самостоятельности. С опорой на теорию самодетерминации и представления о родительском контроле и поддержке автономии обсуждаются два ключевых взгляда на самостоятельность — как на независимые действия, совершаемые без помощи других людей, и как на волевые поступки, обусловленные ценностями. Независимые перемещения ребенка могут рассматриваться как важная тема в детско-родительских отношениях, однако родительское лицензирование перемещений часто отличается от поведения родителей в других ситуациях, связанных с развитием самостоятельности детей. Показано, что история начала независимых перемещений ребенка во многом уникальна и может служить источником опыта подростковой самостоятельности, в котором родители выстраивают систему правил (структуру), регулирующих перемещения, и делегируют принятие решений внутри этих правил ребенку, который дополняет или даже контрастирует с другими контекстами отношений. Обсуждаются ограничения и перспективы исследования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Александра Алексеевна Бочавер, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Кандидат психологических наук, директор Центра исследований современного детства Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Виктория Георгиевна Ерофеева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Стажер-исследователь Центра исследований современного детства Института образования, аспирантка Департамента психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Екатерина Михайловна Цыганова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Cтажер-исследователь Центра исследований современного детства Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

Литература

Бочавер А.А., Поливанова К.Н., Павленко К.В. (2020) Гулять или не гулять? Как современные родители организуют независимую мобильность детей // Городские исследования и практики. Т. 5. № 3. С. 38–53. DOI:10.17323/usp53202038-53.

Королёва Я.П. (2020) Перемещение подростков по городу: мотивы, возможности и ограничения // Городские исследования и практики. Т. 5. № 3. С. 54–65. DOI:10.17323/usp53202054-65.

Озорнина Н.Ю., Любицкая К.А., Бочавер А.А. (2022) К проблемам понятийного аппарата в исследованиях родительства в образовании // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 2. С. 42–65. DOI:10.14515/monitoring.2022.2.1997.

Осорина М.В. (2019) Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер.

Радина Н.К. (2017) Город как фабрика страха и риска: детский взгляд на городское пространство // Социальная психология и общество. Т. 8. № 2. С. 131–145. DOI:10.17759/sps.2017080209.

Сергеева О.В., Лактюхина Е.Г. (2019) Социальные аспекты цифровизации детской городской мобильности // Журнал исследований социальной политики. Т. 17. № 4. С. 507–524. DOI:10.17323/727-0634-2019-17-4-507-524.

Alparone F.R., Pacilli M.G. (2012) On Children’s Independent Mobility: The Interplay of Demographic, Environmental, and Psychosocial Factors // Children’s Geographies. Vol. 10. № 1. P. 109–122.

Barber B.K. (1996) Parental Psychological Control: Revisiting a Neglected Construct // Child Development. Vol. 67. № 6. P. 3296–3319.

Bennetts S.K. et al. (2022) ‘Stranger Danger’, ‘Abduction Risks’ and ‘Fear’: Media Coverage of Children's Independent Mobility and Parental Attitudes // Children & Society. 00, e12659. DOI:10.1111/chso.12659.

Berasategi N., Legorburu I., Aliri J., Alonso I. (2022) The ‘Walking with Friends to School’ Project and Its Contribution to Independent Mobility, Self-Esteem and Happiness // Children and Society. Vol. 36. P. 768–778. DOI:10.1111/chso.12532.

Flynn R.M., Shaman N.J., Redleaf D.L. (2023) The Unintended Consequences of “Lack of Supervision” Child Neglect Laws: How Developmental Science Can Inform Policies About Childhood Independence and Child Protection // Social Policy Report. Vol. 36. P. 1–38. DOI:10.1002/sop2.27.

Hillman M., Adams J., Whitelegg J. (1990) One False Move… A Study of Children’s Independent Mobility. London: Policy Studies Institute.

Legorburu I., Idoiaga N., Alonso I., Berasategi N. (2022) Why are You Allowed to Go to School on Your Own? Exploring Children's Voices on Independent Mobility // Children and Society. Vol. 36. P. 1111–1125. DOI:10.1111/chso.12559.

Ryan R.M., Deci E.L. (2000) Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being // American Psychologist. Vol. 55. № 1. P. 68–78.

Schaefer E.S. (1965) Children’s Reports of Parental Behavior: An Inventory // Child Development. Vol. 36. № 2. P. 413–424.

Shaw B., Bicket M., Elliott B., Fagan-Watson B., Mocca E., Hillman M. (2015) Children’s Independent Mobility: An International Comparison and Recommendations for Action. London: Policy Studies Institute.

Soenens B., Beyers W. (2012) The Cross‐Cultural Significance of Control and Autonomy in Parent–Adolescent Relationships // Journal of Adolescence. Vol. 35. № 2. P. 243–248.

Soenens B., Vansteenkiste M. (2010) A Theoretical Upgrade of the Concept of Parental Psychological control: Proposing New Insights on the Basis of Self-Determination Theory // Developmental Review. Vol. 30. № 1. P. 74–99.

Soenens B., Vansteenkiste M., Van Petegem S., Beyers W., Ryan R. (2017) How to Solve the Conundrum of Adolescent Autonomy? // Autonomy in Adolescent Development: Towards Conceptual Clarity. Abingdon, New York: Routledge, Psychology Press. P. 1–32.

Van Petegem S., Zimmer-Gembeck M., Baudat S., Soenens B., Vansteenkiste M., Zimmermann G. (2019) Adolescents’ Responses to Parental Regulation: The Role of Communication Style and Self-Determination // Journal of Applied Developmental Psychology. Vol. 65. P. 1–45. DOI:10.1016/j.appdev.2019.101073.

Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
БочаверА. А., ЕрофееваВ. Г., & ЦыгановаЕ. М. (2023). Родительское лицензирование детских независимых перемещений в современных российских семьях. Городские исследования и практики, 8(2), 92-104. https://doi.org/10.17323/usp82202392-104