Сталинский джерримендеринг: как Ленинград разделили на районы в 1936 году
Аннотация
Районное деление многих российских городов — наследие сталинизма. По каким принципам проводились внутригородские границы в конце 1930-х годов? В статье выявляются принципы административного районирования советского города, сформированные в ходе фундаментальной реформы административнотерриториального деления в 1936 году. В качестве примера рассматривается Ленинград — первый город, где была проведена принципиальная трансформация районной сетки.
В рамках исследования в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга (бывший партийный архив Ленинградского обкома КПСС) выявлен и проанализирован массив архивных документов о подготовке и проведении разукрупнения районов Ленинграда в 1936 году. Среди них — статистические расчеты, пояснительные записки, протоколы и стенограммы заседаний, тексты выступлений и переписка. Большинство документов рассекречены в 2010-е годы, ссылки на них публикуются впервые 1 . На основе архивных документов, материалов широкой пропагандистской кампании в «Правде» и «Ленинградской правде» и современных научных публикаций автор описывает ход реформы, выявляет ее политический контекст, сопоставляет документальные источники с публичными декларациями властей. Алгоритмы и принципы работы авторов районирования реконструированы сравнительноисторическим и сравнительно-картографическим методами.
Автор приходит к выводу, что изменение внутригородского административнотерриториального деления проводилось как районирование городской партийной организации и закрепляло результаты генеральной партийной чистки 19331936 годов. Равенство членов партии в каждой территориальной ячейке не являлось целью районирования. Автор выдвигает гипотезу, что районирование выполнено в социоконструктивной парадигме методом специфического внутрипартийного джерримендеринга, в результате которого во всех партийных организациях обеспечено большинство (более 60%) коалиции рабочих и партийной бюрократии. Районирование 1936 года оформило подчинение территориального устройства города политическим целям сталинского руководства и не преследовало социальноэкономических целей, декларируемых публичной пропагандистской кампанией. Первая организационная задача новых райкомов — новая волна партийной чистки. Разукрупнение партийных организаций призвано усилить тотальный контроль за рядовыми членами партии, что автор считает подготовительным этапом к массовым репрессиям 19371938 годов.
Делается предположение, что выявленные принципы и механизмы релевантны и для других городов, переживших сталинскую реформу административно-территориального деления, а ее наследие сохраняет институциональное влияние до нашего времени, в том числе препятствуя развитию местного самоуправления.