Город. Мифы, природа и насилие
Аннотация
Автор статьи прослеживает связь между механизмами насилия и процессами планирования, застройки и благоустройства городов, используя понятийный аппарат французского философа и социолога Анри Лефевра, разработанный в книге «Производство пространства». Используя триаду Лефевра — репрезентации пространства / пространственные практики / пространства репрезентации, — автор обнаруживает, что насилие непосредственно связано с мифами, которые закрепляют и легитимируют его. Один из центральных мифологических сюжетов, порождающих насилие в городе, — стремление победить Другого и завладеть его сокровищами, — реализуется в том числе в тенденции покорить природу и сделать ее безопасной и предсказуемой. Таким образом, сама природа становится Другим, или чудовищным двойником, существование которого оказывается необходимым условием для развития города и в то же время представляет для него опасность. С приходом цифровой революции в жизни города появляется еще один двойник — виртуальное пространство. В цифровую среду перемещаются не только социальные взаимодействия, но и процесс производства городского пространства. При этом цифровое измерение не может, да и не стремится победить измерение аналоговое — в результате соединения физического измерения города с его виртуальным двойником образуется гиперобъект, который целиком не помогут помыслить даже те, кто его проектирует. Противопоставляя репрезентации пространства (то есть представления о развитии пространства) и пространственные практики (то есть повседневное использование города), автор размышляет о том, как старое и новое соседствуют в гибридном аналогово-цифровом пространстве и как при этом меняются мифы и отношение к природе и насилию.
Скачивания
Литература
Блумер Дж. (2015) Материя режущей кромки // Проект international. № 39. С. 155–167.
Гарбер Р. (2018) История оптимизации. Влияние BIM на современное проектирование // Софткультура. Режим доступа: https://softculture.cc/blog/entries/articles/vliyanie-bim-na-sovremennoe-proektirovanie (дата обращения: 3.11.2021).
Делез Ж. (1997) Складка. Лейбниц и барокко. М.: Издательство «Логос».
Жирар Р. (2010) Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение.
Каш Б. (2007) Архитектура: между территорией и объектом // Проект international. № 16. С. 15–163.
Конзари Б. (2014) Строительные ритуалы, миметическое соперничество, насилие // Проект international. № 38. С. 163–179.
Леонтьева Е. (2021) Изображая жертву: почему борьба с харассментом приводит к эскалации насилия // Конец привычного мира. Путеводитель журнала «Нож» по новой этике, новым отношениям и новой справедливости. М.: Альпина нон-фикшн. С. 66–74.
Лебеев А. (2010) Производство пространства // Проект international. № 24. С. 149–168.
Лебеев А. (2015) Производство пространства. М.: Strelka Press.
Мортон Т. (2019a) Гиперобъекты. Философия и экология после конца мира. Пермь: Гиле Пресс.
Мортон Т. (2019b) Стать экологичным. М.: Ad Marginem.
Росси А. (2015) Архитектура города. М.: Strelka Press.
Ротбард Ш. (2017) Белый город, Чёрный город. Архитектура и война в Тель-Авиве и Яффе. М.: Ad Marginem.
Савинов О., Павлова П. (2021) Словарь: что такое BIM. Простыми словами о сложной технологии // Софткультура. Режим доступа: https://softculture.cc/blog/entries/articles/bim-prostymi-slovami (дата обращения: 3.11.2021).
Фуко М. (1999) Надзирать и наказывать. М.: Ad Marginem.
Carpo М. (2014) Foreword // Garber R. BIM Design: Realizing the Creative Potential of Building Information Modelling. Chichester: Wiley. P. 8–13.
Carpo М. (2017) The Second Digital Turn. Design Beyond Intelligence. Cambridge: MIT Press.