Перемещение подростков по городу: мотивы, возможности и ограничения
Аннотация
Статья посвящена освоению подростками городского пространства в России. Значительное количество исследований, как российских, так и зарубежных, показывает взаимосвязь между развитием личностной автономии, психологическим благополучием и возможностью осваивать окружающую физическую среду. В статье описываются позитивные эффекты независимых перемещений в детском и подростковом возрасте по данным международных исследований, а также факторы, способствующие сокращению и ограничению детской независимой мобильности. Для актуализации представлений о субъективных смыслах и ценностях независимых перемещений в подростковом возрасте было проведено пилотажное исследование, включающее интервью с 13 респондентами в возрасте 10–15 лет. В интервью обсуждались основные мотивы независимых перемещений, побуждающие подростков выходить на улицу; ограничения, препятствующие освоению подростками городского пространства, включая вызывающие опасения ситуации, родительский контроль и санкции, наступающие после нарушения договоренностей с родителями; а также ресурсы, способствующие успешным независимым перемещениям (например, интерес подростков к городу). Опрошенные подростки считают автономные перемещения ценным опытом и необходимым условием для собственного личностного развития и одновременно подчеркивают необходимость родительского контроля, помогающего им оставаться в безопасности. Пилотаж показывает, что для своевременного и безопасного развития автономности подростка нужен баланс между требованиями и ожиданиями семьи и готовностью подростка принимать на себя ответственность и осваивать новые навыки. Несмотря на ограниченную и однородную выборку респондентов, в которой отсутствуют подростки, испытывающие дефицит родительского внимания и имеющие преждевременный и чрезмерный доступ к независимой мобильности, полученные результаты имеют значение для понимания того, как происходит освоение подростками городского пространства и какой потенциал для личностного развития оно может иметь. Предполагается продолжение исследования содержания и маршрутов городских перемещений современных подростков с участием респондентов с разнообразным культурным и социальным бэкграундом, а также изучение вклада этого опыта в личностную автономию и процесс самоопределения подростков по мере взросления.
Скачивания
Литература
Бочавер А. А., Корзун А. Н., Поливанова К. Н. (2017) Уличный досуг детей и подростков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 14. No 3. С. 470–490.
Выготский Л. С. (1934) Основы педологии. М.: Изд-во 2-го Моск. мед. ин-та. Стеногр. курс лекций. 211 с.
Джейкобс Дж. (2011) Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство.
Куприяшкина Е. А. (2018) Особенности детской независимой мобильности в городах Приморского края // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. Социальные науки. Т. 2. No 50. С. 115–123.
Поскребышева Н. Н., Карабанова О. А. (2014) Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. Т. 4. No 16. С. 34–41.
Ракитина Н. Э., Филипова А. Г. (2017) Городская «доброжелательность» к детям: от неравенства к соучаствующему проектированию городской среды (на материалах городов юга Дальнего Востока). Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального ун-та. 188 с.
Сивак Е. В., Глазков К. П. (2017) Жизнь вне класса: повседневная мобильность школьников // Вопросы образования. No 2. С. 113–133.
Свободное время московских подростков (2016). М.: МИСКП. Режим доступа: [http://miscp.ru/assets/docs/teens.pdf](http://miscp.ru/assets/docs/teens.pdf) (дата обращения: 15.09.2020).
Фельдштейн Д. И. (2013) Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). М.: МПСУ. 335 с.
Badland H., Oliver M. (2012) Making the Case and Understanding How the Physical and Social Environments Impact on the Behaviour // Urbanization and the Global Environment / Turunen, E., Koskinen, A. (eds.). New York: NOVA Publishers. P. 51–79.
Boyd D. (2014) It’s Complicated: The Social Lives of Networked Teens. New Haven, London: Yale University Press.
Davis A., Jones L. (1996) Children in the Urban Environment: An Issue for the New Public Health Agenda // Health Place. Vol. 2. P. 107–113.
Finkelhor D., Ormrod R. (2000) Characteristics of Crimes Against Juveniles // Juvenile Justice Bulletin. Режим доступа: [https://www.ncjrs.gov/pdffiles1/ojjdp/179034.pdf](https://www.ncjrs.gov/pdffiles1/ojjdp/179034.pdf) (дата обращения: 15.09.2020).
Foster S., Villanueva K., Wood L., Christian H., Giles-Corti B. (2014) The Impact of Parents’ Fear of Strangers and Perceptions of Informal Social Control on Children’s Independent Mobility // Health & Place. Vol. 26. P. 60–68.
Gaster S. (1991) Urban Children’s Access to Their Neighbourhood. Changes over Three Generations // Environment and Behavior. Vol. 23. P. 70–85.
Guthold R., Stevens G., Riley L., Bull F. (2020) Global Trends in Insufficient Physical Activity Among Adolescents: A Pooled Analysis of 298 Population-Based Surveys with 16 Million Participants // The Lancet Child & Adolescent Health. Vol. 4. No. 1. P. 23–35.
Herman J. F. (1987) Children’s Spatial Knowledge of Their Neighborhood Environment // Journal of Applied Developmental Psychology. Vol. 8. No. 1. P. 1–15.
Hillman M., Adams J., Whitelegg J. (1990) One False Move: A Study of Children’s Independent Mobility. London: Policy Studies Institute.
Johansson M. (2006) Environment and Parental Factors as Determinants of Mode for Children’s Leisure Travel // Journal of Environmental Psychology. Vol. 26. P. 156–169.
Joshi M. S., Maclean M., Morys-Carter W. (1999) Children’s Journey to School: Spatial Skills, Knowledge and Perception of the Environment // British Journal of Developmental Psychology. Vol. 17. No. 1. P. 125–139.
Kyttä M. (2004) The Extent of Children’s Independent Mobility and the Number of Actualized Affordances as Criteria for Child-Friendly Environments // Journal of Environmental Psychology. Vol. 24. No. 2. P. 179–198.
Lareau A. (2002) Invisible Inequality: Social Class and Childrearing in Black Families and White Families // American Sociological Review. Vol. 67. P. 747–776.
Lynch K. (1977) Growing Up in Cities. Cambridge, Mass.: MIT Press.
Malone K. A. (2007) The Bubble-Wrap Generation: Children Growing up in Walled Gardens // Environmental Education Research. Vol. 13. No. 4. P. 513–527.
Matthews H. (1992) Making Sense of Place: Children’s Understanding of Large-Scale Environments. Hemel Hempstead: Harvester Wheatsheaf.
O’Brien M. (2000) Children’s Independent Spatial Mobility in the Urban Public Realm // Childhood. Vol. 7. No. 3. P. 257–277.
Piccininni C., Michaelson V., Janssen I., Pickett W. (2018) Outdoor Play and Nature Connectedness as Potential Correlates of Internalized Mental Health Symptoms among Canadian Adolescents // Preventive Medicine. Vol. 112. P. 168–175.
Prezza M. (2007) Current Fear of Crime, Sense of Community, and Loneliness in Italian Adolescents: The Role of Autonomous Mobility and Play During Childhood // Journal of Community Psychology. Vol. 35. No. 2. P. 151–170.
Rissotto A., Tonucci F. (2002) Freedom of Movement and Environmental Knowledge in Elementary School Children // Journal of Environmental Psychology. Vol. 22. No. 1–2. P. 65–77.
Shaw B., Fagan-Watson B., Frauendienst B., Redecker A., Jones T., Hillman M. (2013) Children’s Independent Mobility: A Comparative Study in England and Germany (1971–2010). London: Policy Studies Institute.
Shutt J. E., Miller J. M., Schreck C. J., Brown N. K. (2004) Reconsidering the Leading Myths of Stranger Child Abduction // The Justice Professional. Vol. 17. No. 1. P. 127–134.
Spilsbury J. C. (2005) We Don’t Really Get to Go out in the Front Yard – Children’s Home Range and Neighborhood Violence // Children’s Geographies. Vol. 3. No. 1. P. 79–99.
Tranter P., Whitelegg J. (1994) Children’s Travel Behaviours in Canberra: Car-Dependent Lifestyles in A Low-Density City // Journal of Transport Geography. Vol. 2. No. 4. P. 265–27.