Особенности эмоционального интеллекта у подростков-сирот мегаполиса: семейный контекст

  • Алия Динаровна Гарифуллина ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Ключевые слова: подростки, сироты, эмоциональный интеллект, самостоятельная жизнь подростка, семья, коммуникация

Аннотация

Одной из проблем, стоящих сегодня перед Центрами содействия семейному воспитанию в Москве, является выход подростков-сирот в самостоятельную жизнь. Особенностью крупных городов является необходимость ежедневной коммуникации с большим количеством людей из разных социальных групп. Между тем исследования показывают, что подростки-сироты не готовы к самостоятельной жизни. Так, многие сироты после выхода из интерната ведут иждивенческий образ жизни, страдают от зависимостей, совершают правонарушения. В статье проводится анализ зависимости эмоционального интеллекта подростков от фактора воспитания в семье. Под эмоциональным интеллектом понимают способность воспринимать, понимать, управлять и регулировать свои и чужие эмоции. В проведенном автором исследовании приняли участие 20 подростков-сирот, 20 подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, и 20 подростков, воспитывающихся в семье, — все в возрасте 13–15 лет. В исследовании использовались методики Nimstim stimulus set Н.Тоттенхем, «ЭмИн» Д. В. Люсина и методика когнитивной самооценки базальных эмоций Т. Дембо (в модификации Е. В. Трубановой). Были выдвинуты следующие гипотезы: 1) фактор воспитания вне семьи влияет на выраженность понимания своих и чужих эмоций у подростков; 2) подростки-сироты в отличие от подростков, воспитывающихся в семье, имеют более низкие показатели понимания эмоции другого человека по экспрессии лица.

Результаты исследования показали, что у подростков-сирот показатели по определению эмоционального состояния другого человека ниже, чем у подростков, воспитывающихся в семье, а показатели по пониманию своих эмоций — ниже, чем у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сравнение результатов по опроснику «ЭмИн» Д. В. Люсина и тесту Nimstim stimulus set (Н.Тоттенхем) показало, что представление подростков-сирот о своей способности понимать эмоций других людей и их реальная способность не совпадают.

Сегодня существуют разные проекты для преодоления проблемы подростков-сирот — их неспособности к самостоятельной жизни. Тем не менее нужны проекты, нацеленные на решение психологических проблем подростковсирот через изменение городского пространства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Алия Динаровна Гарифуллина, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

Студентка 6 курса, кафедра нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»; Российская Федерация, 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.

Литература

Авакян Т. В. (2015) Тип привязанности и особенности социального познания у детей-сирот // Психологическая наука и образование. Т. 7. No 3. С. 119–132.

Андреева И. Н. (2018) Модели эмоционального интеллекта: проблемы классификации и интеграции // Научные труды республиканского института высшей школы. No 18 (2). С. 16–23.

Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. (2016) Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. No 2. С. 31–38.

Гаджибабаева Д. Р. (2012) Сравнительный анализ эмоционального интеллекта подростков, проживающих в семье и в интернате // Актуальные проблемы психологического знания. No 3 (24). С. 63–67.

Гарифуллина А. Д. (2019) Семейное воспитание как фактор развития эмоционального интеллекта у подростков // XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования: сборник тезисов. Москва. С. 43–45.

Деева Е. В. (2015) Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни // Вестник ТГУ. No 9 (149). С. 101–107.

Иванова И. Н. (2017) Стратегии разрешения конфликтов подростками с разным уровнем эмоционального интеллекта // Конференция «Психология и педагогика образования будущего». 13 февраля — 25 апреля 2017 г. Ярославль. С. 78–81.

Крайнов А. Л. (2019) Клиповое мышление в контексте образовательных практик: социально-философский анализ // Известия Саратовского университета. Т. 19. No 3. С. 262–266.

Ларионов И. В., Дробышева Т. В. (2020) Связь социально-психологической пресыщенности и благополучия в группе молодых жителей мегаполиса // «9-я Российская конференция по экологической психологии: от экологии детства к психологии устойчивого развития», 17–18 марта 2020 г. Москва, Психологический институт РАО, сборник конференции «Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого состояния». С. 227–231.

Минуллина А. Ф., Гильмутдинова И. М. (2019) Исследование характеристик эмоционального интеллекта у детей-сирот // Российский журнал образования и психологии. Т. 10. No 4. С. 54–6

Федеральный банк данных детей-сирот (2018) Статистика на 2018 год. Режим доступа: [http://www.usynovite.ru/statistics/2018/](http://www.usynovite.ru/statistics/2018/) (дата обращения: 30.12.2019).

Хазова А. С. (2014) Эмоциональные ресурсы совладающего поведения // Ярославский педагогический вестник. No 1. С. 293–297.

Шинина Т. В. (2011) Командообразование: традиции и современность // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. No 3. С. 39–48.

Шинина Т. В., Митина О. В. (2019) Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков // Психологическая наука и образование. Т. 24. No 1. С. 50–68.

Bailen H. N., Green L. M., Thompson R. J. (2019) Understanding Emotion in Adolescent: A Review of Emotional Frequency, Intensity, Instability, and Clarity // Emotion Review. Vol. 11. No. 1. P. 1–11.

Bar-On R. (2006) The Bar-On Model of Emotional-Social Intelligence (ESI) // Psicothema. Vol. 18 Suppl. P. 13–25.

Gómez-Baya D., Mendoza R. (2018) Trait Emotional Intelligence as a Predictor of Adaptive Responses to Positive and Negative Affect during Adolescence // Frontiers in Psychology. No. 9. Art. 2525.

Keefer K. V. (2013) Longitudinal Dynamics of Trait Emotional Intelligence: Measurement Invariance, Construct Stability, and Mean Level Change from Late Childhood to Adolescence (PhD Thesis). Queen’s University Kingston.

Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. (2016) The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates // Emotion Review. Vol. 8. No. 4. P. 290–300.

Petrides K. V., Milolajczak M., Mavroveli S. (2016) Developments in Trait Emotional Intelligence Research // Emotion Review. Vol. 8. No. 4. P. 1–7.

Sanchez-Alvarez N., Extremera N., Fernandez-Berrocal P. (2016) The Relation between Emotional Intelligence and Subjective Well-Being: A Meta-Analytic Investigation // The Journal of Positive Psychology. Vol. 11. No. 3. P. 276–285.

Sauter D. (2017) The Nonverbal Communication of Positive Emotions: An Emotion Family Approach // Emotion Review. Vol. 9. No. 3. P. 222–234.

Опубликован
2020-12-13
Как цитировать
ГарифуллинаА. Д. (2020). Особенности эмоционального интеллекта у подростков-сирот мегаполиса: семейный контекст. Городские исследования и практики, 5(3), 87-97. https://doi.org/10.17323/usp53202087-97