Сценарии трансформации интерфейса «порт-город» в Антверпене и Роттердаме

  • Анастасия Владимировна Пилецкая Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ
Ключевые слова: портовый город, интерфейс «порт-город», лиминальное пространство, пограничный ландшафт, редевелопмент набережной

Аннотация

Дуалистичность функционального и институционального устройства портового города обусловливает асинхронность его пространственного развития. Две сопоставимые по площади территории с принципиально различным набором функций — порт и, собственно, город — имеют общую и довольно протяженную границу, положение которой не статично во времени из-за более быстрой реакции порта на внешние, глобальные импульсы (такие, как «контейнерная революция» XX в.). Стимулируемый модернизацией портовой экономики и ее регионализацией пространственный рост порта на периферии снижает эффективность использования старых промышленных участков набережной в черте города. Образующееся лиминальное пространство — интерфейс «порт-город» — становится зоной соприкосновения и конфликта интересов различных сторон. В статье рассматриваются сценарии трансформации бывших портовых территорий на примере Антверпена и Роттердама, оценивается их влияние на пространственное развитие городов в целом посредством сравнения распределения доходов населения. Выявлены три последовательных сценария: строительство социального жилья, мегапроекты государственно-частного партнерства (Коп ван Зюйд, Эйландье) и комплексный редевелопмент (программа «Городские порты» в Роттердаме). Результаты показывают, что ранние сценарии привели к формированию ареалов устойчивой бедности, а последующие мегапроекты — к джентрификации и усилению социально-экономической поляризации, тогда как новый подход нацелен на симбиоз портовых и городских функций, создавая возможности для малого бизнеса и наукоемких производств.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Анастасия Владимировна Пилецкая, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ

Магистр программы «Управление пространственным развитием городов», факультет городского и регионального развития, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ); Москва, Российская Федерация.

Литература

Валев, Э. Б. (2009). Проблемы развития и взаимодействия приморских территорий в Европе. Региональные исследования, 1(1), 11–23. Дергачев, В. А. (1985). Перспективы формирования портово-промышленных комплексов СССР. Известия Всесоюзного географического общества, (6), 497–503.

Джекобс, Дж. (2011). Смерть и жизнь больших американских городов. Москва: Новое издательство.

Коновалова, Л. В. (1997). Особенности развития приморских портовых комплексов Европейского Союза. [Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук]. Москва.

Лачининский, С. С., и Семенова, И. В. (2015). Санкт-Петербургский приморский регион: геоэкономическая трансформация территории. Санкт-Петербург: Издательство Лема.

Могилевцев, Д. А. (2013). Формирование портовопромышленных кластеров на территории приморских провинций КНР. Региональные исследования, 40(2), 70–77.

Мулдерс ван, В. (n.d.). Порт Антверпен Организация портовой администрации и модель «портвладелец». Режим доступа: https://tracecaorg.org/uploads/media/16-1_TRACECAROLEAPA_ru.pdf (дата обращения: 21.04.2025).

Тархов, С. А. (2024). Формирование и структура портового кластера Нинбо Чжоушань. Региональные исследования, 83(1), 65–87.

Atlas Rotterdam Woont. (n.d.). Retrieved March 3, 2023, from https://rotterdamwoont.nl/ Augé, M. (1995). Non-places: Introduction to an Anthropology of Supermodernity. London: Verso.

Cartesius. (n.d.). Retrieved March 20, 2023, from http://cartesius.be/CartesiusPortal/. CBS. (n.d.). Kerncijfers wijken en buurten. Retrieved September 9, 2024, from https://www.cbs.nl/nl-nl/reeksen/publicatie/kerncijfers-wijken-en-buurten.

Daamen, T. (2007, June). Sustainable development of the European port-city interface. ENHR-conference, 25–28.

Devos, G. (2003). Land-use policy in the port of Antwerp (1870–1994). In Struggling for Leadership: Antwerp-Rotterdam Port Competition between 1870–2000 (pp. 199–219). Heidelberg: Physica.

Doucet, B. M. (2010). Rich cities with poor people: waterfront regeneration in the Netherlands and Scotland. Doctoral dissertation, University Utrecht. Utrecht.

Doucet, B., Van Kempen, R., & Van Weesep, J. (2011). “We’re a rich city with poor people”: municipal strategies of new-build gentrification in Rotterdam and Glasgow. Environment and Planning A, 43(6), 14381454.

ESPO. (2010). Code of Practice on Societal Integration of Ports. Brussel: European Sea Ports Organization.

Esri. (n.d.). Map of the Ghent region Interactive map. ArcGIS Hub. Retrieved April 4, 2023, from https://www.arcgis.com/apps/View/index.html?appid=ba1fc45038be41ce8e225156caeaec0b&extent=3.3599,50.9374,3.4423,50.9631.

Hayuth, Y. (1982). The port-urban interface: an area in transition. Area, 14(3), 219–224.

Hein, C., Luning, S., & Laar, P. (2021). Port city cultures, values, and maritime mindsets: defining what makes port cities special. The European Journal of Creative Practices in Cities and Landscapes, 4(1), 7–20.

Holland. (n.d.). Library of Congress. Retrieved December 10, 2022, from https://www.loc.gov/resource/g6000m.gct00040/?sp=1&st=gallery.

Hoyle, B. S. (1989). The Port-City interface: Trends, problems and examples. Geoforum, 20(4), 429–435.

IACP. (1997). City and Port, Change and Restructuring. Paris: Les Edition Villes & Territoires.

Jacobs, J. (1961). The death and life of great American cities. New York: Random House.

Jansen, M., Brandellero, A., & van Houwelingen, R. (2021). Port-city transition: Past and emerging socio-spatial imaginaries and uses in Rotterdam’s makers district. Urban Planning, 6(3), 166–180.

Katz, B., & Wagner, J. (2014). The rise of urban innovation districts. Washington: Brookings Institution Press.

Lee, H. J., & Whang, H. (2020). The Netherlands Spatial Development for Port Area in CityRegion. Architectural Research, 22(4), 135–143.

Lloyd’s List. (2023). One Hundred Ports 2023. Retrieved September 9, 2024, from https://lloydslist.maritimeintelligence.informa.com/-/media/lloyds-list/images/top-100-ports-2022/.

Ludovicus gompertz en de geboorte van Feijenoord. (n.d.). WaybackMachine. Retrieved March 3, 2023, from https://web.archive.org/web/20070311013808/http://www.siebethissen.net/Marginalia/1997_Ludovicus_Gompertz_en_Feijenoord.htm.

M4H. (n.d.). Gebiedsontwikkeling. Retrieved April 23, 2023, from https://m4hrotterdam.nl/gebiedsontwikkeling/.

Maasvlakte 2. (n.d.). Port of Rotterdam. Retrieved April 23, 2023, from https://www.portofrotterdam.com/en/building-port/ongoing-projects/maasvlakte-2.

Mccarthy, J. (1999). The redevelopment of Rotterdam since 1945. Planning Perspectives, 14(3), 291–309.

Merckx, F., Notteboom, T., & Winkelmans, W. (2003). Spatial models of waterfront redevelopment: the tension between city and port revisited Busan. Proceedings of IAME 2003 Conference, International Association of Maritime Economists. Busan: Korea Maritime University, 267–285.

Molotch, H. (1976). The City as a Growth Machine: Toward a Political Economy of Place. American Journal of Sociology, 82(2), 309–332.

Moretti, B. (2020). Beyond the port city: The condition of Portuality and the Threshold Concept. Berlin: JOVIS Verlag.

Moretti, B., Komossa, S., Marzot, N., & Andriani, C. (2019). States of co-existence and border projects in port cities: Genoa and Rotterdam compared. Proceedings of the Institution of Civil Engineers-Urban Design and Planning, 172(5), 191–202.

Notteboom, T. E., & Rodrigue, J. P. (2005). Port regionalization: towards a new phase in port development. Maritime Policy & Management, 32(3), 297–313.

Pavia, R., & Di Venosa, M. (2012). Waterfront: dal conflitto all’integrazione, from conflict to integration. Trento: LISt.

Polanyi, K. (1963). Ports of trade in early societies. The Journal of Economic History, 23(1), 30–45.

Port of Anwerp-Bruges. (n.d.). Port map. Retrieved April 21, 2025, from https://www.portofantwerpbruges.com/en/our-port/portmap.

Port of Rotterdam. (n.d.-a). About the Port Authority. Retrieved April 21, 2025, from https://www.portofrotterdam.com/en/aboutport-authority.

Port of Rotterdam. (n.d.-b). Port Vision Rotterdam. Retrieved February 25, 2023, from https://www.portofrotterdam.com/sites/default/files/2021-06/port%20vision.pdf.

Prelorenzo, C. (2009). The Cultures of Port Landscapes. Differences and Similarities between Port and City. Portus, (18), 50–55.

Prelorenzo, C. (2010). Le retour de la ville portuaire. Cahiers de la Méditerranée, (80), 157–167.

Saz-Salazar, S., García-Menéndez, L., & Merk, O. (2015). Port–city relationship and the environment: Literature survey and methodological approach for project appraisal in presence of environmental externalities. Journal of Urban Planning and Development, 141(3), 04014029-1–04014029-11.

Shaw, B. (2001). History at the water’s edge. In R. Marshall (Ed.), Waterfronts in postindustrial cities (pp. 168–180). London: Spon Press.

Smits, F., & Lorquet, A. (2011). Eilandje. A case of waterfront pioneering. Portus plus, 1, 1–12.

Stad in cijfers. (n.d.). Retrieved September 9, 2024, from https://stadincijfers.antwerpen.be/databank/.

Taşan-Kok, T. (2010). Entrepreneurial governance: challenges of large-scale property-led urban regeneration projects. Tijdschrift voor economische en sociale geografie, 101(2), 126–149.

Tommarchi, E. (2025). Waterfront Redevelopment Five Decades Later: An Updated Typology and Research Agenda. Ocean and Society, 2, 1–18.

Vallega, A. (2001). Urban waterfront facing integrated coastal management. Ocean & Coastal Management, 44(5–6), 379–410.

Van den Berghe, K. (2015). Waarom blijven we stadhavens geografisch analyseren? De huidige lock-in van het conceptueel denken zet innovatie onder druk. Gent: Universiteit Gent.

Van den Berghe, K. (2016). Waarom blijven we havensteden geografisch analyseren? De ideaaltypische concepten zorgen voor een institutionele lock-in. Ruimte & Maatschappij, 7(4), 6–27.

Van Hooydonk, E. (2007). Soft values of seaports: a strategy for the restoration of public support for seaports. Antwerp: Garant.

Vigarie, A. (1979). Ports de commerce et vie littorale. Paris: Hachette.

Опубликован
2025-09-27
Как цитировать
ПилецкаяА. В. (2025). Сценарии трансформации интерфейса «порт-город» в Антверпене и Роттердаме. Городские исследования и практики, 10(3), 51-71. https://doi.org/10.17323/usp103202551-71