Оценка стоимости времени: применение в городской транспортной политике
Аннотация
Оценка стоимости времени определяет максимальную цену, которую индивид готов заплатить за получение дополнительной единицы свободного времени при прочих равных. В развитых зарубежных странах такое стоимостное выражение ценности времени в пути активно применяется для экономической оценки эффектов от проектов и инвестиций в транспортную инфраструктуру. В России, однако, использование оценки стоимости времени пока не внедрено в практику. В этой статье это впервые делается на российских данных: проводится оценка стоимости времени для регулярных рабочих поездок по Москве. Опираясь на эмпирические находки зарубежных исследований, автор выделяет факторы, потенциально влияющие на дифференциацию искомого показателя. Помимо времени и стоимости поездки такими факторами являются индивидуальный доход, преодолеваемое расстояние и используемый тип транспорта (личный или общественный). Используется метод заявленных предпочтений, реализуемый в рамках анкетирования, и порядковая логистическая регрессия. Показывается, что максимальная величина, которую готов заплатить среднестатистический работающий в Москве россиянин за одну минуту сэкономленного в поездке времени, при прочих равных составляет 8,25 рубля. Час сэкономленного времени, соответственно, оценивается в 495 рублей. Автор считает необходимым продолжать исследования в данном направлении, совершенствовать методологию поиска показателя и проводить регулярные национальные исследования стоимости времени населения. Это внесет весомый вклад в изучение транспортного поведения населения и сможет повысить эффективность транспортной системы страны в целом.
Скачивания
Литература
Мулеев Е. Ю. (2015) Транспортное поведение населения России: краткий отчет о социологическом исследовании. Москва: Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.
Правительство Российской Федерации (2019) Методика оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета. Москва: Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 1512.
Федеральная служба государственной статистики (2021) Статистический бюллетень. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту (на 1 января 2021 года). Москва.
Федеральная служба государственной статистики (2022) Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации с 2013 года (по месяцам), рублей. Москва.
Abrantes P., Wardman M. (2011) Meta-analysis of UK Values of Travel Time: An Update // Transportation Research A. Vol. 45 (1). P. 1–17.
Antoniou C., Matsoukis E., Roussi P. (2007) A Methodology for the Estimation of Value-of-Time Using State-of-the-Art Econometric Models // Journal of Public Transportation. Vol. 10 (3). P. 1–19.
Arellana J., Daly A., Hess S., Ortuzar J., Rizzi L. (2012) Development of Surveys for Study of Departure Time Choice. Two-Stage Approach to Efficient Design // Transportation Research Record Journal of the Transportation Research Board. Vol. 2303 (1). P. 9–18.
Athira I., Muneera C., Krishnamurthy K., Anjaneyulu M. (2016) Estimation of Value of Travel Time for Work Trips // Transportation Research Procedia. Vol. 17. P. 116–123.
Axhausen K., König A., Abay G., Bates J., Bierlaire M. (2004) Swiss Value of Travel Time Savings // Proceedings of the European Transport Conference, Strasbourg, France.
Börjesson M., Eliasson J. (2019) Should Values of Time Be Differentiated? // Transport Reviews. Vol. 39 (3). P. 357–375.
Barrero J., Bloom N., Davis S. (2020) Covid-19 Is Also a Reallocation Shock // NBER Working Paper No. 27137.
Becker G. (1965) A Theory of the Allocation of Time // Economic Journal. Vol. 75 (299). P. 493–517.
Cesario F. (1976) Value of Time in Recreation Benefit Studies // Land Economics. Vol. 52 (1). P. 32–41.
Cirillo C., Axhausen K. (2004) Evidence on the Distribution of Values of Travel Time Savings from a Six-Week Diary. Working Papers Transport and Spatial Planning.
Daly A., Carrasco J. (2009) The Influence of Trip Length on Marginal Time and Money Values: An Alternative Explanation // The Expanding Sphere of Travel Behaviour Research: Selected Papers from the 11th International Conference on Travel Behaviour Research / R. Kitamura, T. Yoshii, T. Yamamoto (eds.). Bingley: Emerald Group.
Department for International Development (2002) The Value of Time in Least Developed Countries. Knowledge and Research (KaR) 2000/01 DFID Research No. R7785. Ardington.
DeSerpa A. (1971) A Theory of the Economics of Time // Economic Journal. Vol. 81 (324). P. 828–846.
ECMT (2001) Assessing the Benefits of Transport. Paris: OECD Publications Service. P. 1–214.
Evans J., Mathur A. (2005) The Value of Online Surveys // Internet Research. Vol. 15 (2). P. 195–219.
Fezzi C., Bateman I., Ferrini S. (2012) Using Revealed Preferences to Estimate the Value of Travel Time to Recreation Sites. CSERGE Working Paper, University of East Anglia, UK.
Gronau R., Reichman S., Stopher P., Hensher D. (1976) Value of Travel Time // Transportation Research Record. Vol. 587. P. 1–41.
Gunn H., Rohr C. (1996) Research into the Value of Travel Time Savings and Losses. Paper for the Seminar on Value of Time, PTRC, 28–30 October 1996, Berkshire, England.
Hague Consulting Group (1999) The Value of Travel Time on UK Roads. The Hague, Netherlands.
Harrison A. (1974) The Economics of Transport Appraisal. New York: Halsted Press.
Hensher D. (1977) Value of Business Travel Time. Oxford: Pergamon Press.
Hensher D. (2001) Measurement of the Valuation of Travel Time Savings // Journal of Transport Economics and Policy. Vol. 35 (1). P. 71–98.
Hensher D. (2006) Towards a Practical Method to Establish Comparable Values of Travel Time Savings from Stated Choice Experiments with Differing Design Dimensions // Transportation Research Part A. Vol. 40 (10). P. 829–840.
Huq M. (2007) Explaining Variations in the Value of Time Saving. The All China Economics (ACE) International Conference. City University of Hong Kong.
ITF (2019) What is the Value of Saving Travel Time? ITF Roundtable Reports, No. 176. Paris: OECD Publishing.
Jackson W., Jucker J. (1982) An Empirical Study of Travel Time Variability and Travel Choice Behavior // Transportation Science. Vol. 16 (4). P. 460–475.
Johnson M. (1966) Travel Time and the Price of Leisure // Economic Inquiry. Vol. 4 (2). P. 135–145.
Kamga C., Yazici M. (2014) Temporal and Weather-Related Variation Patterns of Urban Travel Time: Considerations and Caveats for Value of Travel Time, Value of Variability, and Mode Choice Studies // Transportation Research Part C. Vol. 45. P. 4–16.
Kouwenhoven M., Jong G., Koster P., Berg V., Verhoef E., Bates J., Warffemius P. (2014) New Values of Time and Reliability in Passenger Transport in The Netherlands // Research in Transportation Economics. Vol. 47. P. 37–49.
Kroes E., Sheldon R. (1988) Stated Preference Methods: An Introduction // Journal of Transport Economics and Policy. Vol. 22 (1). P. 11–25.
Kumar C., Basu D., Maitra B. (2004) Modeling Generalized Cost of Travel for Rural Bus Users: A Case Study // Journal of Public Transportation. Vol. 7 (2). P. 59–72.
Mackie P., Fowkes A., Wardman M., Whelan G., Nellthorp J., Bates J. (2003) Value of Travel Time Savings in the UK — Summary Report. Report to Department for Transport. Institute for Transport Studies, University of Leeds (in association with John Bates Services).
Malichová E., Pourhashem G., Kováciková T., Hudák M. (2020) Users’ Perception of Value of Travel Time and Value of Ridesharing Impacts on Europeans’ Ridesharing Participation Intention: A Case Study Based on MoTiV European-Wide Mobility and Behavioral Pattern Dataset // Sustainability. Vol. 12 (10). P. 1–19.
Mohring H., Schroeter J., Wiboonchutikula P. (1987) The Values of Waiting Time, Travel Time, and a Seat on a Bus // The RAND Journal of Economics. Vol. 18 (1). P. 40–56.
Polydoropoulou A., Kapros S., Pollatou E. (2004) A National Passenger Mode Choice Model for the Greek Observatory // Proceedings of the 10th World Conference of Transport Research (WCTR), Istanbul.
Richardson A. (2004) Estimating Individual Values of Time in Stated Preference Surveys // Proceedings of 26th Conference of Australian Institute of Transport Research, Melbourne.
Rizzi L., Limonado J., Steimetz S. (2012) The Impact of Traffic Images on Travel Time Valuation in Stated-Preference Choice Experiments // Transportmetrica. Vol. 8 (6). P. 427–442.
Roberts M., Bates J., Bradley M., Marks P., Wardman W. (1986) Value of Time Research: Summary of Methodology and Recommendations. Paper presented to the 1986 PTRC Summer Annual Meeting, Brighton.
Shiftan Y., Ben-Akiva M., De Jong G., Hakkert S., Simmonds D. (2002) Evaluation of Externalities in Transport Projects // European Journal of Transport and Infrastructure Research. Vol. 2 (3/4). P. 285–304.
Small K. (2012) Valuation of Travel Time // Economics of Transportation. Vol. 1 (1). P. 2–14.
Strathman J., Dueker K., Davis J. (1994) Effects of Household Structure and Selected Travel Characteristics on Trip Chaining // Transportation. Vol. 21. P. 23–45.
Thomas T. (1968) The Value of Time for Passenger Cars: An Experimental Study of Commuters’ Values // Highway Research Record, No. 245. Washington, D. C.: Highway Research Board.
Verbeek M. (2004) A Guide to Modern Econometrics (2nd edition). Chichester: John Wiley Sons Ltd.
Wardman M. (1997) A Review of Evidence on the Value of Travel Time in Great Britain. Working Paper 495.
Wardman M. (2004) Public Transport Values of Time // Transport Policy. Vol. 11 (4). P. 363–377.
Wardman M., Lyons G. (2016) The Digital Revolution and Worthwhile Use of Travel Time: Implications for Appraisal and Forecasting // Transportation. Vol. 43 (3). P. 507–530.