Большой город

Ключевые слова: большой город, критика урбанизма, общество модерна, Сократ, Аристотель, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, охрана исторического наследия

Аннотация

Классическая работа Иоахима Риттера «Большой город» посвящена критическому анализу философско-теоретической позиции, основанной на отрицании городской цивилизации. Работа была написана, в частности, в контексте возрастающей популярности идей Мартина Хайдеггера, пронизанных — на всех этапах его творчества — культур-критикой городской цивилизации. Неприятие или «донос» на город и его цивилизационные достижения — отличительная особенность философии Фридриха Ницше, Освальда Шпенглера и многих других популярных также и в настоящее время авторов. Этой теоретической тенденции, развившейся и окрепшей в ходе становления общества модерна, Риттер противопоставляет другую философскую линию, связанную с Сократом и его «обращением к городу». Систематическую разработку она получает в философии Аристотеля, определившего человека в качестве «полисного животного». Лишь в контексте полисной цивилизации человек способен стать тем, кем он может быть — разумным и свободным существом. Эта греческая модель полиса, «ограниченная бесчеловечностью рабства», универсализируется и приобретает характер всеобщей в рамках общества модерна, возникшего в Европе, но давно перешагнувшего ее пределы. Возникновение цивилизации и общества модерна, являющегося урбанизированным обществом, является, согласно Риттеру, результатом фундаментальной дисконтинуальности по отношению к прошлому и истории своего происхождения (Herkunft).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Иоахим Риттер

Немецкий философ

Литература

Аристотель (1984) Метафизика // Сочинения в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль.

Богуславский В. М. (ред.) (1994) Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. М.: Наука.

Гегель Г. В. Ф. (1990) Философия права. М.: Мысль.

Гегель Г. В. Ф. (1993) Философия истории. СПб.: Наука.

Гегель Г. В. Ф. (1994) Лекции по истории философии. Кн. 2. СПб.: Наука.

Ницше Ф. (1990) Так говорил Заратустра // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль.

Платон (1993) Федр // Платон. Собрание сочинений Т. 2. М.: Мысль. С. 135–191.

Хайдеггер М. (2003) Разъяснения к поэзии Гельдерлина. СПб.: Академический проект.

Цицерон М. Т. (2000) О пределах добра и зла. Парадоксы стоиков. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т.

Цицерон М. Т. (2017) Тускуланские беседы. М.: РИПОЛ классик.

Цицерон М. Т. (2020) О государстве. О законах. М.: «Академический проект».

Шпенглер О. (1993) Закат Европы. Т. 1. М.: Мысль.

Шпенглер О. (1998) Закат Европы. Т. 2. М.: Мысль.

Элиот Т. С. (2014) Бесплодная земля. М.: Наука, Ладомир.

Der Monat (1958) No 116.

Heidegger M. (1954a) Vorträge und Aufsätze. Pfullingen: G. Neske.

Heidegger M. (1954b) Was heisst Denken? Tübingen: M. Niemeyer.

Heidegger M. (1950) Holzwege. Frankfurt: Klostermann.

Heidegger M. (1977) Wozu Dichter? // Heidegger M. GA. Bd. 5. Holzwege.

Heidegger M. (2000) Überwindung der Metaphysik // Heidegger M. GA. Bd. 7. Vorträge und Aufsätze. S. 67–98. Frankfurt: Vittorio Klostermann.

Heidegger M. (1985) Die Sprache im Gedicht // Heidegger M. Gesamtausgabe (GA). Bd. 12. Unterwegs zur Sprache. Frankfurt: Vittorio Klostermann.

Heidegger M. (1951) Erläuterungen zu Hölderlins Dichtung. Frankfurt: Vittorio Klostermann.

Nietzsche F. (1925) Gesammelte Werke. Bd. XIV. München: Musarion Verlag.

Würzbach F. (1925) Nachbericht // Nietzsche F. Gesammelte Werke. Bd. XIII. München: Musarion Verlag.

Опубликован
2022-03-29
Как цитировать
РиттерИ. (2022). Большой город. Городские исследования и практики, 7(1), 75-83. https://doi.org/10.17323/usp71202275-83
Раздел
Articles