Цифровые технологии репутации в городской повседневности: между капитализмом платформ и государственным социальным рейтингом*
* Статья содержит упоминание запрещенных в Российской Федерации социальных сетей. Номер был подготовлен до решения суда о запрете деятельности указанных социальных сетей. Упоминание осуществляется исключительно в научных целях и не нацелено на одобрение экстремисткой деятельности
Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу двух наиболее значимых на данный момент (на переходе от 2010х к 2020м годам) подходов к выстраиванию того, что можно назвать цифровыми технологиями репутации. Первый подход, реализуемый в странах Европы и Северной Америки, опирается на рейтинги и иные системы учета репутаций, операторами которых выступают проприетарные платформы. ITтехнологии и платформы сделали из репутации — как чегото неуловимого, но доступного и разделяемого всеми членами формальной или неформальной группы — исчисляемую и прозрачную метрику, доступную любому пользователю. Второй подход, реализуемый прежде всего в Китайской Народной Республике, предполагает относительно централизованный, государственный контроль над формированием и оцениванием репутаций — но так же с помощью больших данных (так называемая система социального рейтинга). Однако в китайской модели управления государство не столько приказывает и распоряжается, производя тысячи законов и указов, сколько регулирует сети и взаимодействия людей и технических артефактов. Особое внимание в статье будет уделено тому, как рейтинги и репутация, функционирующие онлайн, проявляются вовне и влияют на физическое взаимодействие агентов в городе. Наконец, в заключение мы пытаемся понять, какие институциональные формы примет противодействие новым формам контроля.