Цифровые технологии репутации в городской повседневности: между капитализмом платформ и государственным социальным рейтингом*

* Статья содержит упоминание запрещенных в Российской Федерации социальных сетей. Номер был подготовлен до решения суда о запрете деятельности указанных социальных сетей. Упоминание осуществляется исключительно в научных целях и не нацелено на одобрение экстремисткой деятельности

  • Артем Космарский Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-8475-0754
  • Владимир Картавцев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-0418-687X
Ключевые слова: цифровая экономика, репутация, рейтинги, коммодификация, экономика платформ, социальный рейтинг, умный город

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу двух наиболее значимых на данный момент (на переходе от 2010­х к 2020­м годам) подходов к выстраиванию того, что можно назвать цифровыми технологиями репутации. Первый подход, реализуемый в странах Европы и Северной Америки, опирается на рейтинги и иные системы учета репутаций, операторами которых выступают проприетарные платформы. IT­технологии и платформы сделали из репутации — как чего­то неуловимого, но доступного и разделяемого всеми членами формальной или неформальной группы — исчисляемую и прозрачную метрику, доступную любому пользователю. Второй подход, реализуемый прежде всего в Китайской Народной Республике, предполагает относительно централизованный, государственный контроль над формированием и оцениванием репутаций — но так же с помощью больших данных (так называемая система социального рейтинга). Однако в китайской модели управления государство не столько приказывает и распоряжается, производя тысячи законов и указов, сколько регулирует сети и взаимодействия людей и технических артефактов. Особое внимание в статье будет уделено тому, как рейтинги и репутация, функционирующие онлайн, проявляются вовне и влияют на физическое взаимодействие агентов в городе. Наконец, в заключение мы пытаемся понять, какие институциональные формы примет противодействие новым формам контроля.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Артем Космарский , Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

MA in Sociology, старший научный сотрудник Центра прикладных и полевых исследований Института исследований культуры ФГРР, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Владимир Картавцев, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Кандидат философских наук, MA in Sociology, директор Центра прикладных и полевых исследований Института исследований культуры ФГРР, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Литература

Агамбен Дж. (2011) Homosacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Издательство «Европа».

Кунцман А., Богданова Е. O., Пономарева Э. Я., Щетвина А. А. (2018) Отказ и ограничение использования интернета в среде российских IT­специалистов // Социология власти. No3. С. 144–164.

Срничек Н. (2019) Капитализм платформ. М.: Издательский дом Высшей школы экономики.

Agrawal A., Horton J., Lacetera N., Lyons E. (2013) Digitization and the Contract Labor Market: A Research Agenda. NBER Working paper. Режим доступа: [https://www.nber.org/papers/w19525](https://www.nber.org/papers/w19525) (дата обращения: 07.07.2021).

Aho B., Duffield R. (2020) Beyond Surveillance Capitalism: Privacy, Regulation and Big Data in Europe and China // Economy and Society. No. 49 (2). P. 187–212.

Angelidou M. (2015) Smart Cities: A Conjuncture of Four Forces // Cities. No. 47. P. 95–106.

Angelidou M., Psaltoglou A. (2017) An Empirical Investigation of Social Innovation Initiatives for Sustainable Urban Development // Sustainable Cities and Society. No. 33. P. 113–125.

Botsman R. (2012) Welcome to the New Reputation Economy // Wired. Режим доступа: [https://www.wired.co.uk/article/welcome-to-the-new-reputation-economy](https://www.wired.co.uk/article/welcome-to-the-new-reputation-economy) (дата обращения: 07.07.2021).

Brayne S. (2017) Big Data Surveillance: The Case of Policing // American Sociological Review. No. 82 (5). P. 977–1008.

Brauneis R., Goodman E. P. (2018) Algorithmic Transparency for the Smart City // Yale Journal of Law & Technology. No. 20 (103). P. 103–176.

Chenchen Zhang (2020) Governing (through) Trustworthiness: Technologies of Power and Subjectification in China’s Social Credit System // Critical Asian Studies. No. 52 (4). P. 565–588.

Cheney-Lippold J. (2017) We Are Data: Algorithms and the Making of Our Digital Selves. New York: NYU Press.

Choi H., Park J., Jung Y. (2018) The Role of Privacy Fatigue in Online Privacy Behaviour // Computers in Human Behavior. No. 81. P. 42–51.

Cocchia A. (2014) Smart and Digital City: A Systematic Literature Review // Smart City: How to Create Public and Economic Value with High Technology in Urban Space / R. P. Dameri, C. Rosenthal-Sabroux (eds.). New York, NY: Springer. P. 13–43.

Couldry N., Mejias U. A. (2019) Data Colonialism: Re-thinking Big Data’s Relation to the Contemporary Subject // Television & New Media. No. 20 (4). P. 336–349.

Datta A. (2015) New Urban Utopias of Postcolonial India: “Entrepreneurial Urbanization” in Dholera Smart City, Gujarat // Dialogues in Human Geography. No 5 (1). P. 3–22.

Daum J. (2017) China Through a Glass, Darkly: What Foreign Media Misses in China’s Social Credit. // China Law Translate. Режим доступа: [https://www.chinalawtranslate.com/en/china-social-credit-score/](https://www.chinalawtranslate.com/en/china-social-credit-score/) (дата обращения: 07.07.2021).

Dellarocas C. (2003) The Digitization of Word of Mouth: Promise and Challenges of Online Feedback Mechanisms // Management Science. No. 49. P. 1407–1424.

Fourcade M., Healy K. (2013) Classification Situations: Life-Chances in the Neoliberal Era // Accounting, Organizations and Society. No. 38 (8). P. 559–572.

Gandini A. (2016) The Reputation Economy: Understanding Knowledge Work in Digital Society. UK: Palgrave Macmillan.

Gladys Pak Lei Chong (2019) Cashless China: Securitization of Everyday Life through Alipay’s Social Credit System - Sesame Credit // Chinese Journal of Communication. No. 12 (3). P. 290–307.

Gutiérrez J., García-Palomares J. C., Romanillos G., Salas-Olmedo M. H. (2017) The Eruption of Airbnb in Tourist Cities: Comparing Spatial Patterns of Hotels and Peer-to-Peer Accommodation in Barcelona // Tourism Management. No. 62. P. 278–291.

Elmer K. (2018) Chinese Debtors Shamed with Broadcast of Names and Faces on Giant Screens on May 1 Holiday // South China Morning Post. Режим доступа: [https://www.scmp.com/news/china/society/article/2144690/chinese-debtors-shamed-broadcast-names-and-faces-giant-screens](https://www.scmp.com/news/china/society/article/2144690/chinese-debtors-shamed-broadcast-names-and-faces-giant-screens) (дата обращения: 07.07.2021).

Feher M. (2018) Rated Agency: Investee Politics in a Speculative Age. Princeton: Princeton University Press.

Hearn A. (2010) Structuring Feeling: Web 2.0, Online Ranking and Rating, and the Digital ‘Reputation’ Economy // Ephemera. No. 10 (3/4). P. 421–438.

Hesmondhalgh D. (2010) User-Generated Content, Free Labour and the Cultural Industries // Ephemera. No. 10 (3/4). P. 267–284.

Hicks J. (2020) Digital ID Capitalism: How Emerging Economies are Re-Inventing Digital Capitalism // Contemporary Politics. No. 26 (3). P. 330–350.

Hicks J. (2021) A ‘Data Realm’ for the Global South? Evidence from Indonesia // Third World Quarterly. Vol. 42. No. 7. P. 1417–1435.

Hollands R. G. (2015) Critical Interventions into the Corporate Smart City // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. No. 8 (1). P. 61–77.

Jeffreys E. (2020) Beijing Dog Politics: Governing Human–Canine Relationships in China // Anthrozoös. No. 33 (4). P. 511–528.

Just N., Latzer M. (2017) Governance by Algorithms: Reality Construction by Algorithmic Selection on the Internet // Media, Culture & Society. No. 39 (2). P. 238–258.

Kitchin R., Cardullo P., Di Feliciantonio C. (2019) Citizenship, Justice, and the Right to the Smart City // The Right to the Smart City / P. Cardullo, C. Di Feliciantonio, R. Kitchin (eds.). Bingley, Emerald Publishing. P. 1–24.

Komninos N. (2015) The Age of Intelligent Cities; Smart Environments and Innovation-for-All Strategies. London: Routledge.

Lewis D. (2019) All Carrots and No Sticks: A Case Study on Social Credit Scores in Xiamen and Fuzhou. // Digital Asia Hub. Режим доступа: [https://www.digitalasiahub.org/2019/10/11/all-carrots-and-no-sticks-a-case-study-on-social-credit-scores-in-xiamen-and-fuzhou/](https://www.digitalasiahub.org/2019/10/11/all-carrots-and-no-sticks-a-case-study-on-social-credit-scores-in-xiamen-and-fuzhou/) (дата обращения: 07.07.2021).

Lutz C., Hoffmann C. P., Ranzini G. (2020) Data Capitalism and the User: An Exploration of Privacy Cynicism in Germany // New Media & Society. No. 22 (7). P. 1168–1187.

Mac Síthigh D., Siems M. (2019) The Chinese Social Credit System: A Model for Other Countries? EUI Department of Law Research Paper 2019/01. Режим доступа: [https://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/60424/LAW_2019_01.pdf?sequence=1&isAllowed=y](https://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/60424/LAW_2019_01.pdf?sequence=1&isAllowed=y) (дата обращения: 07.07.2021).

Marat E., Sutton D. (2021) Technological Solutions for Complex Problems: Emerging Electronic Surveillance Regimes in Eurasian Cities // Europe-Asia Studies. No. 73 (1). P. 243–267.

Marron D. (2009) Consumer Credit in the United States: A Sociological Perspective from the 19th Century to the Present. New York: Palgrave Macmillan.

Minca C., Roelofsen M. (2019) Becoming Airbnbings: on Datafication and the Quantified Self In Tourism // Tourism Geographies. Vol. 23. No. 4. P. 743–764.

Mitchell T. (2002) Rule of Experts. Egypt, Techno-Politics, Modernity. Berkeley, CA: University of California Press.

Monahan T. (2021) Recoding the City: Cultural Mediation of Short-Term Rental Platforms in the US. Cultural Studies. Vol. 35. No. 4–5. P. 946–967.

Pasquale F. (2015) The Black Box Society: The Secret Algorithms That Control Money and Information. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Roelofsen M., Minca C. (2018) The Superhost. Biopolitics, Home and Community in the Airbnb Dream-World of Global Hospitality // Geoforum. No. 91. P. 170–181.

Terranova T. (2000) Free Labor: Producing Culture for the Digital Economy // Social Text. No. 18 (2). P. 33–58.

Tulumello S., Iapaolo F. (2021) Policing the Future, Disrupting Urban Policy Today. Predictive Policing, Smart City, and Urban Policy in Memphis (TN) // Urban Geography. P. 1–22.

Viitanen J., Kingston R. (2014) Smart Cities and Green Growth: Outsourcing Democratic and Environmental Resilience to the Global Technology Sector // Environment and Planning A. No. 46 (4). P. 803–819.

Wiig A. (2015) IBM’s Smart City as Techno-Utopian Policy Mobility // City. No. 19 (2–3). P. 258–273.

Xiaodong Ding, Dale Yuhao Zhong (2020) Rethinking China’s Social Credit System: A Long Road to Establishing Trust in Chinese Society // Journal of Contemporary China. No. 30 (130). P. 630–644.

Yang Yi (2019) China Focus: Chinese Courts Use Technology to Tighten Noose on Debt Defaulters // Xinhuanet. Режим доступа: [http://www.xinhuanet.com/english/2017-10/03/c_136657135.htm](http://www.xinhuanet.com/english/2017-10/03/c_136657135.htm) (дата обращения: 07.07.2021).

Van Zoonen L. (2016) Privacy Concerns in Smart Cities // Government Information Quarterly. No. 33 (3). P. 472–480.

Zuboff Sh. (2019) The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power. UK: Profile Books.

Опубликован
2022-03-29
Как цитировать
Космарский А., & КартавцевВ. (2022). Цифровые технологии репутации в городской повседневности: между капитализмом платформ и государственным социальным рейтингом*. Городские исследования и практики, 7(1), 65-74. https://doi.org/10.17323/usp71202265-74
Раздел
Articles