Готовность подростков-сирот к самостоятельной жизни в условиях мегаполиса

  • Ксения Азатовна Аначко осударственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 806»
Ключевые слова: жизнестойкость, самостоятельность, подростки, сироты, мегаполис, стрессоустойчивость

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования готовности к самостоятельной жизни в условиях мегаполиса у подростков двух разных социальных групп: подростков из полных семей и подростков, являющихся социальными сиротами. Представлены результаты исследования по следующим методикам: тест жизнестойкости С. Мадди; тест СЖО; опросник «Готовность к самостоятельной жизни» Т.В. Шининой и О.В. Митиной; опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой. Автор отталкивается от исследовательского вопроса о том, как формируется жизнестойкость подростков, являющихся социальными сиротами, и подростков из полных семей. Выборка исследования составила 60 человек от 12 до 15 лет (30 девушек и 30 юношей). В первую группу вошли 30 подростков из полных семей, во вторую 30 подростков, проживающих в Центре поддержки семьи и детства СЗАО. Результаты исследования отражают специфику формирования самостоятельности детей в условиях мегаполиса. Выявлены качественные особенности формирования жизненных сценариев у подростков из обеих групп. Отмечается, что на становление самостоятельности подростков в условиях мегаполиса положительное влияние оказывает возможность включения в специальные программы и проекты, позволяющие подросткам эффективно справиться со стрессорами и повысить уровень своей жизнестойкости.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ксения Азатовна Аначко, осударственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 806»

Магистр психологии, МГППУ, учительница Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школа № 806»; Российская Федерация, 121351, г. Москва, ул. Полоцкая, 21.

Литература

Абрамов Р. Н., Антонова К. А. (2017) Медийные образы выпускников детских домов: социологический анализ публикаций региональных СМИ. XVIII Апрельская Международная конференция по проблемам развития экономики и общества (НИУ ВШЭ, Москва).

Абрамов Р. Н., Антонова К. А., Ильин А. В. и др. (2016) Траектории социальной и профессиональной адаптации выпускников детских домов в России (обзор исследовательского отчета). М.: СБ Групп. С. 30–44.

Абульханова К. А. (2012) Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта // Современная личность: психологические исследования. Сер. «Труды Института психологии РАН». М.: Институт психологии РАН. С. 17–35.

Ванакова Г. В. (2017) Особенности жизнестойкости детей детского дома в младшем подростковом возрасте // Постулат. No 16. С. 18–20.

Галасюк И. Н., Шинина Т. В. (2017) Оценка детско-родительского взаимодействия. Evaluation of child-parent interaction (ECPI). М.: ИТД Перспектива.

Казарина-Волшебная Е. К., Комиссарова И. Г., Турченко В. Н. (2014) Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Социологические исследования. No 6. С. 121–126.

Коблик Е. Г. (2010) Проектная деятельность детей как ресурс развития жизнестойкости // Механизмы участия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в защите своих прав (проект «Голос ребенка») / Е. Г. Коблик (ред.-сост.). М.: Генезис.

Крайг Г. (2011) Психология развития. СПб.: Питер.

Логинова М. В. (2010) Психологическое содержание жизнестойкости подростков: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Современная гуманитарная академия. М.: Мысль.

Мадди С. Р. (2002) Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь.

Нартова-Бочавер С. К., Бочавер А. А., Дмитриева Н. С., Резниченко С. И. (2016) Дом как жизненная среда человека: психологическое исследование. М.: Мысль, Памятники исторической мысли.

О повышении эффективности поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2016) // Аналитический центр при поддержке правительства РФ. Режим доступа: [https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/9403.pdf](https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/9403.pdf) (дата обращения: 21.12.2020).

Олиференко Л. Я. (2002) Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия».

Прихожан А. М., Толстых Н. Н. (2009) Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. Т. 14. No 3. С. 18–20.

Самохвалова А. Г. (2016) Социальное сиротство как фактор затрудненного общения подростка // Вопросы психологии. No 3. С. 29–40.

Шипицына Л. М. (2015) Психология детей-сирот. СПб.: Питер.

Опубликован
2020-12-13
Как цитировать
АначкоК. А. (2020). Готовность подростков-сирот к самостоятельной жизни в условиях мегаполиса. Городские исследования и практики, 5(3), 98-109. https://doi.org/10.17323/usp53202098-109