Умные города на Крайнем Севере: сравнительный анализ Архангельска, Будё, Мурманска и Тромсё*
* Статья содержит упоминание запрещенных в Российской Федерации социальных сетей. Номер был подготовлен до решения суда о запрете деятельности указанных социальных сетей. Упоминание осуществляется исключительно в научных целях и не нацелено на одобрение экстремисткой деятельности
Аннотация
В статье представлены результаты сравнительного анализа развития «умных» инициатив в четырех северных городах: Архангельск (Россия), Будё (Норвегия), Мурманск (Россия) и Тромсё (Норвегия). Цель сравнения — выявить особенности устойчивого развития северных урбанизированных территорий, связанные с применением технологий умного города, и ценные городские практики, перспективные с точки зрения применения в городах России. Теоретическая рамка статьи основана на выделении в научно-исследовательской литературе двух аналитических измерений или подходов к пониманию умного города: техно-центричного и человеко-центричного. Человеко-центричный подход предполагает активную роль горожан, которая реализуется через механизмы вовлечения и участия. Эмпирическая часть исследования основана на качественном анализе материалов интернет-СМИ и публикаций в научных журналах за 2017–2019 годы. Этот анализ позволяет сконструировать нарративы об «умных» инициативах для каждого из рассматриваемых городов. Данные для исследования были собраны в рамках международного научного проекта SMARTNORTH (Умный Север) в 2019–2020 годах. Результаты сравнения нарративов показывают ключевые контекстуальные отличия в подходах к созданию умных городов: выбранные для анализа города Норвегии тяготеют к человеко-центричному подходу, в то время как рассматриваемые российские города — к техно-центричному. Среди перспективных человеко-центричных городских практик, потенциально применимых в России, можно выделить реализованные в городе Будё «городские лаборатории» (citizen lab), совмещающие в себе возможности онлайн- и офлайн-вовлечения, а также практики геймификации (игрового вовлечения) в транспортном приложении.