Принципы справедливой мобильности как основной ответ на глобальные кризисы. Рецензия на книгу Мими Шеллер «Справедливая мобильность: политика перемещения в эпоху крайностей»
Аннотация
Книга Мими Шеллер «Справедливая мобильность: политика перемещения в эпоху крайностей» посвящена политическим и этическим аспектам современных политик мобильности и предлагает список принципов, основываясь на которых можно было бы сделать эти политики более справедливыми в отношении ущемленных сейчас групп. За описанием основных глобальных вызовов следуют главы, в которых мобильность и справедливость рассматриваются через различную оптику: телесную, инфраструктурную, миграционную и климатическую. Концепции мобильности рассматриваются в контексте перемещений людей, ресурсов и информации. Симптоматичные явления в этих сферах оцениваются с точки зрения их влияния в масштабе города, страны или планеты. По итогам широкого обзора практик Шеллер предлагает набор из 28 принципов, следование которым будет способствовать установлению более справедливых режимов мобильности в рассмотренных ей сферах. Принципы носят в целом прикладной характер, однако подразумевают глубокое переосмысление таких устоявшихся сфер, как международный туризм, логистика энергетических ресурсов и регулирование офшорных зон. Однако при обращении к книге стоит учитывать, что издана она была в 2018 году, а материалы собирались в предшествующие публикации годы, то есть заметно раньше событий 2020 года, которые добавили проблеме глобализации еще и ярко выраженный эпидемиологический аспект.
Скачивания
Литература
Хобсбаум Э. (2004) Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914–1991). М.: Издательство Независимая Газета.
Blackmar E. (2006) Appropriating the Commons: The Tragedy of Property Rights Discourse//The Politics of Public Space/S. Low, N. Smith (eds.). New York: Routledge. P. 49–80.
Brenner N., Schmid C. (2015) Towards a Few Epistemology of the Urban? City. Vol. 19. No. 2 – 3. P. 151–182.
Cresswell T. (2011) Mobilities I: Catching up//Progress in Human Geography. Vol. 35. No. 4. P. 550–558.
de Souza e Silva A., Sheller M. (2014) Mobility and Locative Media: Mobile Communication in Hybrid Spaces. London: Routledge.
Kotef H. (2015) Movement and the Ordering of Freedom: on Liberal Governances of Mobility. Durham and London: Duke University Press.
Martens K. (2012) Justice in Transport as Justice in Accessibility: applying Walzer’s ‘Spheres of Justice’ to the Transport Sector//Transportation. Vol. 39. No. 6. P. 1055–1053.
Martens K. (2016) Transport Justice: Designing Fair Transportation Systems. New York: Routledge.
Monbiot G. (2016) The Fortifying Commons (December 15, 2016) Режим доступа: https://www.monbiot.com/2016/12/15/the-fortifying-commons/ (дата обращения: 15.12.2020).
Monbiot G. (2017) Common Wealth. (October 2, 2017) Режим доступа: https://www.monbiot.com/2017/10/02/common-wealth/ (дата обращения: 15.12.2020).
Nikolaeva A., Adey P., Cresswell T., Lee J.Y., Nyvoa A., Temenos C. (2019) Commoning Mobility: Towards a New Politics of Mobility Transitions//Transactions of the Institute of British Geographers. Vol. 44. No. 2. P. 346–360.
Schwanen E. (2016) Rethinking Resilience as Capacity to Endure: Automobility and the City//City. Vol. 20. No. 1. P. 152–160.
Sheller M. (2000) Democracy After Slavery: Black Publics and Peasant Radicalism in Haiti and Jamaica. London & Oxford: Macmillan Caribbean.
Sheller M. (2005) Consuming the Caribbean: from Aravaks to Zombies. London & New York: Routledge.
Sheller M., Urry J. (eds.). (2006) Mobile Technologies of the City. London and New York: Routledge.
Sheller M., Urry J. (2006) The New Mobilities Paradigm//Environment and Planning. Vol. 38. No. 2. P. 207–226.
Sheller M. (2013) The Islanding Effect: Post-Disaster Mobility Systems and Humanitarian Logistics in Haiti//Cultural geographies. Vol. 20. No. 2. P. 185–204.
Sheller M. (2018) Mobility Justice: The Politics of Movement in an Age of Extremes. Brooklyn, NY: Verso.
Virilio P. (1977) Speed and Politics. The MIT Press.