Эволюционное развитие систем городского землепользования и транспорта: разработка эвристической модели
Аннотация
Статья посвящена разработке эвристической модели развития города, или градостроительной системы. Предлагается подход, в рамках которого задача проектирования эффективной пространственно-функциональной организации той или иной градостроительной подсистемы формулируется как частная задача проектирования всей системы в целом, что обеспечивает преемственность подхода и по отношению к проектированию прикладных моделей, и по отношению к развитию теоретических положений. С этой целью разработка эвристической модели города реализуется как уточнение ряда механизмов территориально-коммуникационной модели, которая, в свою очередь, базируется на фундаменте каркасно-тканевой модели А.Э. Гутнова. Приводится принципиальная схема модели градостроительной системы — ее статическое, динамическое и эволюционное описание. Обсуждается комбинированный, нормативно-прогнозный характер модели, позволяющий сбалансировать долгосрочные стратегические цели с краткосрочными тактическими задачами, а плановые решения с естественным ходом развития города. Предлагается критерий оценки пространственно-планировочной организации системы. Выделяются и формализуются системы землепользования и транспорта, частные и публичные агенты. Механизмы модели формулируются в терминах относительно независимых подзадач. Для системы землепользования рассматривается задача оптимального пространственного размещения жилищного и общественно-делового фондов относительно друг друга на основе оценок градостроительного потенциала территории и пространственных диспропорций. Для транспортной сети рассматриваются задачи оптимального выбора пропускных способностей сегментов сети и повышения связности сети. Предлагаются алгоритмы решения каждой из этих подзадач. Описывается положение разработанной модели в структуре актуальных знаний о городе в контексте системного подхода к градостроительной деятельности. Характеризуется процесс управления развитием города с применением разработанной модели: в качестве примеров разбираются такие этапы, как обоснование проектных решений и подготовка программы реализации генерального плана. Обоснованные в рамках структуры модели инструменты обладают свойством универсальности, то есть не зависят от конкретной моделируемой территории.
Скачивания
Литература
Бабий А.В., Каверин А.Р., Шмульян Б.Л. (1984) Принципы организации диалога для формирования стратегии размещения обслуживающих центров в крупнейшем городе // Элементы диалоговой системы анализа и управления развитием города. Сборник трудов. Вып. 14. М.: ВНИИСИ. С. 49–57.
Баевский О.А. (1989) Закономерности непрерывного развития жилой среды крупнейшего города (на примере Москвы) // Экология города и проблемы управления. Москва.
Баевский О.А. (2001) Эволюционный подход к управлению градостроительным развитием крупнейшего города. Московский опыт // Градостроительство России XXI века. Сборник научных статей РААСН. М.: Московские учебники и картолиография.
Белянин А. (2015) Удовольствие от пробок: поведенческая экономика о транспортной реформе // Стимулы, парадоксы, провалы: город глазами экономистов. М.: Strelka Press. С. 136–159.
Берж К. (1962) Теория графов и ее применения. М.: Иностранная литература.
Блинкин М.Я. (2015) Качество планирования городских транспортных сетей в зеркале классических моделей теории транспортного потока // Городские исследования и практики. Пилотный выпуск. С. 55–66.
Бочаров Ю.П., Кудрашев О.К. (1972) Планировочная структура современного города. М.: Стройиздат.
Воробьёв А.Э., Титов А.Ю., Гаврилин В.А., Меньшутин А.Ю., Бахирев И.А. (2015) Транспортная модель Московского региона // Вычислительные технологии в естественных науках. Методы суперкомпьютерного моделирования. Сборник трудов. М.: ИКИ РАН. С. 49–62.
Высоковский А.А. (2005) Правила землепользования и застройки: руководство по разработке. Опыт введения правового зонирования в Кыргызстане. Бишкек: Era-Басма.
Высоковский А.А. (1986) Пространственное прогнозирование застройки сложившихся городов. Серия: Гражданское строительство и архитектура. М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре.
Глазынев В.Л. (2008) Урбанистика. М.: Европа.
Голыц Г.А. (1981) Транспорт и расселение. М.: Наука.
Госстрой СССР (1985) СНиП II-60-75** Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов. М.: ЦИТП Госстроя СССР.
Гостев М.В. (2018) Об эвристической природе моделей эволюционного городского развития // Городские исследования и практики. Т. 3. №1. С. 7–22.
Гостев М.В., Хабибуллин Р.Ф. (2014a) Об оптимальном выборе пропускных способностей каналов транспортных сетей // Системы управления и информационные технологии. № 2.1 (56). С. 120–124.
Гостев М.В., Хабибуллин Р.Ф. (2014b) Об одной задаче оптимального выбора пропускных способностей каналов транспортных сетей // Проблемы теоретической кибернетики: Материалы XVII международной конференции. Казань: Отечество. С. 69–72.
Гутнов А.Э. (1984) Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат.
Гутнов А.Э. (1985) Системный подход в изучении города: основания и контуры теории городского развития // Системные исследования. Методологические проблемы. М.: Наука. С. 211–232.
Кристофидес Н. (1978) Теория графов. Алгоритмический подход. М.: Мир.
Оре О. (1980) Теория графов. М.: Наука.
Тархов С.А. (2005) Эволюционная морфология транспортных сетей. Смоленск–Москва: Универсум.
Тимерханов А.В. (2017) России на тысячу жителей приходится 288 легковых автомобилей // Автостат. Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/29682/ (дата обращения: 01.05.2017).
Швецов В.И. (2009) Алгоритмы распределения транспортных потоков // Автоматика и телемеханика. №10. С. 148–157.
Швецов В.И. (2003) Математическое моделирование транспортных потоков // Автоматика и телемеханика. №11. С. 3–46.
Шелебковский Г.В. (1946) Композиция городского плана как проблема транспорта. М.: ГИПРОГОР.
Acheampong R., Silva E. (2015) Land Use–Transport Interaction Modeling: A Review of the Literature and Future Research Directions // The Journal of Transport and Land Use. Vol. 8. No. 3. P. 1–28.
Bates J. (2000) History of Demand Modeling // Handbook of Transport Modeling. Amsterdam; Oxford: Pergamon. P. 11–33.
Batty M., Xie Y. (1994) From Cells to Cities // Environment and Planning B. No. 21. P. 31–48.
Bureau of Public Roads (1964) Traffic Assignment Manual. Washington, D.C.: U.S. Bureau of Public Roads.
Cervero R., Kockelman K. (1997) Travel Demand and the 3Ds: Density, Diversity, and Design//Transportation Research Part D: Transport and Environment. Vol. 2. No. 3. P. 199–219.
Chang J. (2006) Models of the Relationship between Transport and Land-Use: A Review//Transport Reviews. No. 26. P. 325–350.
Dowling R., Skabardonis A. (1993) Improving the Average Travel Speeds Estimated by Planning Models//Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. No. 1360. P. 68–74.
Ding R., Ujang N., Hamid H., Manan M.S.A., Li R., Wu J. (2017) Heuristic Urban Transportation Network Design Method. A Multilayer Coevolution Approach//Physica A: Statistical Mechanics and its Applications. Vol. 479. P. 71–83.
Gallo M., D’Acierno L., Montella B. (2010) A Meta-Heuristic Approach for Solving the Urban Network Design Problem//European Journal of Operational Research. Vol. 201. No. 1. P. 144–157.
Geurs K., Wee B. (2004) Accessibility Evaluation of Land-Use and Transport Strategies: Review and Research Directions//Journal of Transport Geography. No. 12. P. 127–140.
Jenks M., Burton E., Williams K. (1996) The Compact City: A Sustainable Urban Form? London: E & FN Spon.
Kalaee M.S. (2010) Investigating Freeway Speed-Flow Relationships for Traffic Assignment Applications//Dissentations and Theses. Paper 33. Portland State University.
Kozlov V.V., Buslaev A.P. (2012) Metropolis Traffic Modeling: From Intelligent Monitoring Through Physical Representation to Mathematical Problems//Proc. International Conference on Computational and Mathematical Methods in Science and Engineering. Almeria, Spain. Vol. 1. P. 750–756.
Koncheva E., Zalesskiy N. (2016) Spatial Development of the Largest Russian Cities during the Post-Soviet Period: Orienting Towards Transit or Maintaining Soviet Trends. Basic research program. National Research University Higher School of Economics. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2016/07/13/1116450809/04URB2016.pdf (дата обращения: 01.05.2017).
Lorenz M.R., Elefteriadou L. (2001) Defining Freeway Capacity as Function of Breakdown Probability//Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. Vol. 1776. P. 43–51.
Lowry I. (1964) A Model of Metropolis. Santa Monica, CA: RAND Corporation.
Manley E.J., Orr S.W., Cheng T. (2015) A Heuristic Model of Bounded Route Choice in Urban Areas//Transportation Research Part C: Emerging Technologies. Vol. 56. P. 195–209.
Marchetti C. (1994) Anthropological Invariants in Travel Behavior//Technological Forecasting and Social Change. Vol. 47. No. 1. P. 75–88.
Navarro-Ligero M.L., Soria-Lara J.A., Valenzuela-Montes L.M. (2019) A Heuristic Approach for Exploring Uncertainties in Transport Planning Research//Planning Theory & Practice. Vol. 20. No. 4. P. 537–554.
Romanycia M.H.J., Pelletier F.F. (1985) What is a Heuristic?//Computational Intelligence. Vol. 1. No. 1. P. 47–58.
Stanilov K. (2007) Democracy, Markets, and Public Space in the Transitional Societies of Central and Eastern Europe//The Post-Socialist City. Urban Form and Space Transformations in Central and Eastern Europe after Socialism. Dordrecht: Springer. P. 269–284.
Suwansirikul C., Friesz T.L., Tobin R.L. (1987) Equilibrium Decomposed Optimization: A Heuristic for the Continuous Equilibrium Network Design Problem//Transportation Science. Vol. 21. No. 4. P. 254–263.
Switzer A., Bertolini L., Grin J. (2013) Transitions of Mobility Systems in Urban Regions: A Heuristic Framework//Journal of Environmental Policy & Planning. Vol. 15. No. 2. P. 141–160.
Wegener M. (2004) Overview of Land-Use Transport Models//Handbook of Transport Geography and Spatial Systems. No. 5. P. 127–146.
Xie F., Levinson D. (2011) Evolving Transportation Networks. New York: Springer.