Эволюционное развитие систем городского землепользования и транспорта: разработка эвристической модели

  • Максимилиан Вадимович Гостев Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ; МБУ «Институт «Казгражданпроект»; Казанский федеральный университет
Ключевые слова: городские модели, транспортные модели, городские системы, городская динамика, эвристические модели, эволюция города

Аннотация

Статья посвящена разработке эвристической модели развития города, или градостроительной системы. Предлагается подход, в рамках которого задача проектирования эффективной пространственно-функциональной организации той или иной градостроительной подсистемы формулируется как частная задача проектирования всей системы в целом, что обеспечивает преемственность подхода и по отношению к проектированию прикладных моделей, и по отношению к развитию теоретических положений. С этой целью разработка эвристической модели города реализуется как уточнение ряда механизмов территориально-коммуникационной модели, которая, в свою очередь, базируется на фундаменте каркасно-тканевой модели А.Э. Гутнова. Приводится принципиальная схема модели градостроительной системы — ее статическое, динамическое и эволюционное описание. Обсуждается комбинированный, нормативно-прогнозный характер модели, позволяющий сбалансировать долгосрочные стратегические цели с краткосрочными тактическими задачами, а плановые решения с естественным ходом развития города. Предлагается критерий оценки пространственно-планировочной организации системы. Выделяются и формализуются системы землепользования и транспорта, частные и публичные агенты. Механизмы модели формулируются в терминах относительно независимых подзадач. Для системы землепользования рассматривается задача оптимального пространственного размещения жилищного и общественно-делового фондов относительно друг друга на основе оценок градостроительного потенциала территории и пространственных диспропорций. Для транспортной сети рассматриваются задачи оптимального выбора пропускных способностей сегментов сети и повышения связности сети. Предлагаются алгоритмы решения каждой из этих подзадач. Описывается положение разработанной модели в структуре актуальных знаний о городе в контексте системного подхода к градостроительной деятельности. Характеризуется процесс управления развитием города с применением разработанной модели: в качестве примеров разбираются такие этапы, как обоснование проектных решений и подготовка программы реализации генерального плана. Обоснованные в рамках структуры модели инструменты обладают свойством универсальности, то есть не зависят от конкретной моделируемой территории.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Максимилиан Вадимович Гостев, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ; МБУ «Институт «Казгражданпроект»; Казанский федеральный университет

Магистр градостроительства, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ; начальник отдела транспортного планирования МБУ «Институт «Казгражданпроект»; ассистент кафедры географии и картографии Казанского (Приволжского) федерального университета; специалист в области прикладной математики и информатики, Казанский федеральный университет; Российская Федерация, 420012, Казань, ул. Достоевского, 35/10, тел.: +7 (987) 418-88-76

Опубликован
2019-12-01
Как цитировать
ГостевМ. В. (2019). Эволюционное развитие систем городского землепользования и транспорта: разработка эвристической модели. Городские исследования и практики, 4(4), 70-92. https://doi.org/10.17323/usp44201970-92