Оценка влияния запуска Московского центрального кольца на арендные ставки жилой недвижимости

  • Даниил Владимирович Стахно Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; Минэкономразвития России
Ключевые слова: рынок жилой недвижимости, аренда жилья, Московское центральное кольцо, внешние эффекты транспортных систем, гедонистическая ценовая модель

Аннотация

Начало пассажирских перевозок по Московскому центральному кольцу (МЦК) оказало значительное и разноплановое влияние на развитие города. Статья посвящена исследованию одного из важных эффектов — изменению ставок аренды жилья вследствие улучшения его транспортной доступности. Данные по рынку аренды жилья Москвы были доступны на момент, когда до запуска МЦК оставалось полгода, на момент запуска и спустя семь месяцев после него. Использование гедонистической модели цен позволило выявить положительный вклад роста доступности станций МЦК в формирование ставок аренды по всей территории города после запуска новой транспортной системы. Удалось показать, что непосредственно у станций продолжают вносить свой вклад отрицательные факторы проживания рядом с железной дорогой, однако их влияние также постепенно снижается. Значимым результатом стало также выявленное различие эффекта МЦК в зависимости от преобладающего способа использования территории вокруг станции. Максимальный эффект наблюдается в случае многофункционального использования территорий, а в жилых микрорайонах с легким доступом к метрополитену появление МЦК не вызвало ощутимого эффекта в части формирования арендных ставок. От появления МЦК выиграли преимущественно жилые районы с затрудненным доступом к метро и немногочисленные жилые объекты в промышленных зонах, однако использованная модель не дает возможности сделать однозначные выводы о характере влияния на территориях с иными характеристиками. Тем не менее в целом положительный характер эффекта может свидетельствовать о наличии неявных выгод для экономики города, косвенным образом компенсирующих высокую стоимость подготовки МЦК к запуску.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Даниил Владимирович Стахно, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; Минэкономразвития России

магистр градостроительства (ВШУ имени А.А. Высоковского НИУ ВШЭ), аспирант Аспирантской школы по экономике НИУ ВШЭ; главный специалист-эксперт Минэкономразвития России; Российская Федерация, 125047, Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1/3, корп. 2.

Литература

Грязнова А.Г., Федотова М.А. (2002) Оценка недвижимости. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ.

Москва для жизни и развлечений // Исследования Яндекса. Режим доступа: [https://yandex.ru/company/researches/2017/moscow_districts](https://yandex.ru/company/researches/2017/moscow_districts) (дата обращения: 22.05.2017).

Карты Google. Места концентрации активности. Режим доступа: [https://www.google.com/maps](https://www.google.com/maps) (дата обращения: 22.05.2017).

Карта Online OpenStreetMap. Данные о типах землепользования. Режим доступа: [http://openstreetmap.ru](http://openstreetmap.ru) (дата обращения: 22.05.2017).

Парсер объявлений с «ЦИАН». Режим доступа: [https://github.com/number213/cian-flats](https://github.com/number213/cian-flats) (дата обращения: 22.05.2017).

Попов А.А. (2014) Пространственно-временной анализ факторов ценообразования на рынке жилой недвижимости Москвы // Региональные исследования. No 4 (46). С. 70–79.

Рейтинг районов Москвы по мнению жителей // Портал «Домофонд». Режим доступа: [http://www.domofond.ru/city-ratings/moskva-c3584](http://www.domofond.ru/city-ratings/moskva-c3584) (дата обращения: 22.05.2017).

Стахно Д.В. Выгрузка предложений аренды жилья в Москве с «ЦИАН» за апрель 2017 г.

Семенов Н.М. (2014) К истории использования магистральных железных дорог Московской агломерации для внутригородского пассажирского сообщения // Вопросы истории естествознания и техники. No 2. С. 74–88.

Стахно Д.В. (2015) Диагностирование пузыря на рынке жилой недвижимости Москвы: выпускная квалификационная работа. М.: НИУ ВШЭ.

Стахно Д.В. (2016) Методика оценки экономического эффекта развития городского железнодорожного транспорта: курсовая работа. М.: НИУ ВШЭ.

ЦИАН — база недвижимости в Москве. Режим доступа: [https://www.cian.ru](https://www.cian.ru) (дата обращения: 22.05.2017).

Чиркова Е.В. (2010) Анатомия финансового пузыря // Экономическая политика. No 1. С. 81–97.

Шевченко И.С. Выгрузки предложений аренды жилья в Москве с ЦИАН за март и сентябрь 2016 г.

Abraham J.M., Hendershott P.H. (1996) Bubbles in Metropolitan Housing Markets // Journal of Housing Research. Vol. 7. Iss. 2. P. 191–207.

Alonso W. (1964) Location and Land Use: Toward a General Theory of Land Rent. Cambridge, MA.: Harvard University Press.

Andersson D.E., Shyr O.F., Fu J. (2010) Does High-speed Rail Accessibility Influence Residential Property Prices? Hedonic Estimates from Southern Taiwan // Journal of Transport Geography. Vol. 18. P. 166–174.

Axhausen K.W. et al. (2008) Income and Distance Elasticities of Values of Travel Time Savings: New Swiss Results // Transport Policy. Vol. 15. P. 173–185.

Bae C.-H., Jun M.-J., Park H. (2003) The Impact of Seoul’s Subway Line 5 on Residential Property Values // Transport Policy. Vol. 10. P. 85–94.

Bartholomew K., Ewing R. (2008) Land Use — Transportation Scenarios and Future Vehicle Travel and Land Consumption: A Meta-Analysis // Journal of the American Planning Association. Vol. 75. No. 1. P. 13–27.

Baum-Snow N., Kahn M.E. (2000) The Effects of New Public Projects to Expand Urban Rail Transit // Journal of Public Economics. Vol. 77. P. 241–263.

Beesley M.E. (1965) The Value of Time Spent in Travelling: Some New Evidence // Economica. (May). P. 174–185.

Blanchard O.J., Watson M.W. (1982) Bubbles, Rational Expectations and Financial Markets // NBER Working Paper No. 945.

Bowes D.R., Ihlanfeldt K.R. (2001) Identifying the Impacts of Rail Transit Stations on Residential Property Values // Journal of Urban Economics. Vol. 50. P. 1–25.

Case K.E., Shiller R.J. (1988) The Behavior of Home Buyers in Boom and Post-Boom Markets. Cowles Foundation Discussion Paper No. 890.

Case K.E., Shiller R.J. (1989) The Efficiency of the Market for Single Family Homes // NBER Working Paper No. 2506.

Chen C.-L., Hall P. (2012) The Wider Spatial-economic Impacts of High-speed Trains: A Comparative Case Study of Manchester and Lille Sub-regions // Journal of Transport Geography. Vol. 24. P. 89–110.

Dewees D.N. (1973) The Impact of Urban Transportation Investment on Land Value / University of Toronto — York University, Joint Program in Transportation Research, Report No. 11 (April).

Dewees D.N. (1976) The Effect of a Subway on Residential Property Values in Toronto // Journal of Urban Economics. No. 3. P. 357–369.

Domanski R. (1979) Accessibility, Efficiency and Spatial Organization // Environment and Planning. No. 11. P. 1189–1206.

Felieu J. (2012) High-Speed Rail in European Medium-Sized Cities: Stakeholders and Urban Development // Journal of Urban Planning and Development. (December). P. 293–304.

Fouracre P., Dunkerley C. (2003) Mass Rapid Transit Systems for Cities in the Developing World // Transport Reviews. Vol. 23. P. 299–310.

Geng B., Bao H., Liang Y. (2015) A Study of the Effect of a High-speed Rail Station on Spatial Variations in Housing Price Based on the Hedonic Model // Habitat International. Vol. 49. P. 333–339.

Gunn H. (2001) Spatial and Temporal Transferability of Relationships between Travel Demand, Trip Cost and Travel Time // Transportation Research. Part E 37. P. 163–189.

Hensher D.A. (2001) Measurement of the Valuation of Travel Time Savings // Journal of Transport Economics and Policy. Vol. 35. Part 1 (January). P. 77–98.

Hess S., Bierlaire M., Polak J.W. (2005) Estimation of Value of Travel-time Savings Using Mixed Logit Models // Transportation Research. Part A 39. P. 221–236.

Huang H. (1996) The Land-use Impacts of Urban Rail Transit Systems // Journal of Planning Literature. Vol. 11. No. 1 (August). P. 17–30.

Jayantha W.M., Lam T.I., Chong M.L. (2015) The Impact of Anticipated Transport Improvement on Property Prices: A Case study in Hong Kong // Habitat International. Vol. 49. P. 148–156.

Kelly E.D. (1994) The Transportation Land-use Link // Journal of Planning Literature. Vol. 9. No. 2 (November). P. 128–145.

Lane B.W., Sherman C.P. (2013) Using the Kaldor — Hicks Tableau to Assess Sustainability in Cost — Benefit Analysis in Transport: An Example Framework for Rail Transit // Research in Transportation Business and Management. No. 7. P. 91–105.

Lancaster K. (1966) A New Approach to Consumer Theory // Journal of Political Economy. Vol. 74. P. 132–157.

Leamer E.E. (2002) Bubble Trouble? Your Home Has a P/E Ratio Too. UCLA Anderson Forecast Report, Nation-1 (June).

Levinson D. (2008) Density and Dispersion: The Co-development of Land Use and Rail in London // Journal of Economic Geography. No. 8. P. 55–77.

Monzon A., Ortega E., Lopez E. (2013) Efficiency and Spatial Equity Impacts of High-speed Rail Extensions in Urban Areas // Cities. Vol. 30. P. 18–30.

Rangarajan K. et al. (2013) The Role of Stakeholder Engagement in the Development of Sustainable Rail Infrastructure Systems // Research in Transportation Business and Management. No. 7. P. 106–113.

Rosen S. (1974) Hedonic Prices and Implicit Markets: Product Differentiation in Pure Competition // Journal of Political Economy. Vol. 82. P. 34–55.

Scott L.O. (1990) Do Prices Reflect Market Fundamentals in Real Estate Markets? // The Journal of Real Estate Finance and Economics. Vol. 3. P. 5–23.

Shiller R.J. (2007) Understanding Recent Trends in House Prices and Home Ownership // NBER Working Paper No. 13553.

Smith M.H., Smith G. (2006) Bubble, Bubble, Where’s the Housing Bubble? Brookings Papers on Economic Activity. No. 1. P. 1–50.

Tirachini A., Hensher D.A., Rose J.M. (2013) Crowding in Public Transport Systems: Effects on Users, Operation and Implications for the Estimation of Demand // Transportation Research. Part A 53. P. 36–52.

Voith R. (1993) Changing Capitalisation of CBD-Oriented Transportation Systems: Evidence from Philadelphia, 1970–1988 // Journal of Urban Economics. Vol. 33. P. 361–376.

Wardman M. (2004) Public Transport Values of Time // Transport Policy. No. 11. P. 363–377.

Winston C., Maheshri V. (2007) On the Social Desirability of Urban Rail Transit Systems // Journal of Urban Economics. Vol. 62. P. 362–382.

Zhang M. et al. (2014) Transit Development Shaping Urbanization: Evidence from the Housing Market in Beijing // Habitat International. Vol. 44. P. 545–554.

Опубликован
2019-12-25
Как цитировать
СтахноД. В. (2019). Оценка влияния запуска Московского центрального кольца на арендные ставки жилой недвижимости. Городские исследования и практики, 3(2), 27-69. https://doi.org/10.17323/usp32201827-69