Городское движение и планировка городов

  • Михаил Яковлевич Блинкин Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики https://orcid.org/0000-0003-4656-0524
  • Антон Николаевич Воробьев
Ключевые слова: модальная структура, транспорт, улично-дорожная сеть, транспортное планирование, автомобилизация, улицы, дороги

Аннотация

Статья посвящена анализу трудов Алексея Александровича Полякова, известного отечественного урбаниста, чьи основные публикации пришлись на период 1953–1967 гг. и во многом, даже с учетом идеологических ограничений, являлись передовыми для советского транспортного планирования. Авторы, учитывая идеологический контекст, выявляют основные идеи его исследований, сопоставляя их с трудами современников и проецируя посредством математического аппарата на современные реалии. В статье рассматриваются ключевые вопросы отечественной транспортной науки в советский период: процент территории, приходящийся на улицы, возможности (предложение) улично-дорожной сети (УДС) в городах, максимально возможный объем дорожного движения, структура УДС, ее непрямолинейность и контуры, модальная структура (modal split), развитие общественного транспорта. Оцениваются предложения А.А. Полякова и выявляются основные причины, не позволившие реализовать эти предложения в полном объеме. Особое внимание при этом уделяется влиянию взрывной автомобилизации, произошедшей в России в последнем десятилетии XX в.

Статья носит проблематизационный характер. В ней выявляются существующие проблемы в современной отечественной транспортной науке, в том числе проблема учета научного знания при принятии управленческих решений.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Михаил Яковлевич Блинкин, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

кандидат технических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ, директор Института экономики транспорта и транспортной политики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, научный руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 11; тел. +7 (495) 772-95-90*12375

Антон Николаевич Воробьев

кандидат политических наук, первый заместитель декана факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 13, стр. 4; тел. +7 (495) 772-95-90*12478

Литература

Борисов А.А. (2019) Оценка возможности развития улично-дорожной сети города Москвы за счет реорганизации системы внутриквартальных проездов: выпускная квалификационная работа на соискание магистерской степени. М.: НИУ ВШЭ.

Ваганов А. (2019) Науке противопоказан цинизм // Независимая газета. 21 мая. Режим доступа: [http://www.ng.ru/nauka/2019-05-21/9_7578_cynicism.html](http://www.ng.ru/nauka/2019-05-21/9_7578_cynicism.html) (дата обращения: 30.05.2019).

Гольц Г.А. Анализ потока публикаций по проблеме передвижения населения в городах и агломерациях // Городской транспорт и организация движения. Свердловск, 1973. Режим доступа: [http://waksman.ru/Russian/Vehi/golts_2001.pdf](http://waksman.ru/Russian/Vehi/golts_2001.pdf) (дата обращения: 30.06.2019).

Григорян Ю., Павлова А., Угловская Е. (2011) Старая Москва. Инвентаризация: преддипломное исследование. М.: МАРШ.

Гудвин Ф. (2009) Решение проблемы пробок: инаугурационная лекция в Лондонском университетском колледже / пер. с англ. под ред., с предисл. и примеч. М. Блинкина // Polit.ru. Режим доступа: [https://polit.ru/article/2009/03/24/probki/](https://polit.ru/article/2009/03/24/probki/) (дата обращения: 30.06.2019).

Дубелир Г.Д. (1912) Городскiя улицы и мостовыя. Киев: Типография А.М. Пономарева.

Зильберталь А.Х. (1932) Трамвайное хозяйство. М.; Л.: ОГИЗ-Гострансиздат.

Куренков П., Кобзарь С.Г. (1937) Транспорт при планировке городов. М.; Л.: ОНТИ.

Левченко Я.П. (1947) Планировка городов. Технико-экономические показатели и расчеты. М.: Издательство академии архитектуры СССР.

Михайлов А.Ю., Головных И.М. (2004) Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. Новосибирск: Наука.

Поляков А.А. (1953) Городское движение и планировка улиц. М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре.

Поляков А.А. (1965) Организация движения на улицах и дорогах. М.: Транспорт.

Поляков А.А. (1967) Транспорт крупного города. М.: Знание.

Решетова Е.М. (2015) Механизмы финансирования дорожной инфраструктуры в России и в мире / под науч. ред. М.Я. Блинкина. М.: Изд. дом ВШЭ.

Торжество передовой мичуринской науки и задачи советской педагогики (1948) // Советская педагогика. No 10. С. 14.

Шелейховский Г.В. (1946) Композиция городского плана как проблема транспорта. М.: ГИПРОГОР.

Callahan G., Ikeda P. (2004) The Career of Robert Moses // Independent Review. Vol. 9. No. 2.

Institut für Mobilitätsforschung (2013) Megacity Mobility Culture: How Cities Move on in A Diverse World. Berlin: Springer.

Litman T. (2018) Transportation Land Valuation. Evaluating Policies and Practices that Affect the Amount of Land Devoted to Transportation Facilities. 16 November. Victoria Transport Policy Institute.

Manville M., Shoup D. (2005) Parking, People, and Cities // Journal of Urban Planning Development. Vol. 131. No. 4. P. 233–245.

Опубликован
2019-12-25
Как цитировать
БлинкинМ. Я., & ВоробьевА. Н. (2019). Городское движение и планировка городов. Городские исследования и практики, 3(2), 7-26. https://doi.org/10.17323/usp3220187-26