Call for Papers. «Иконография столичных городов» и «Градостроительные планы столичных городов»
Применим ли к столицам конвенциональный урбанизм? По многим параметрам столицы выпадают из шаблона обычных городов. Если в качестве ключевых характеристик для города часто указывают на самоуправление, а также удобство или экономическую эффективность, то столицы нередко управляются с минимальным участием непосредственно горожан (например, Вашингтон, США), а требования удобства и экономической эффективности нередко приносятся в жертву общим интересам государства. В дополнение к этому иконография, очевидно, играет особую роль в возникновении и эволюции столичных городов, несопоставимую с ее ролью в жизни нестоличных городов. Что отличает древние столицы от современных столиц и каковы нормативные характеристики столичного города с точки зрения иконографии? Какая иконография и какие элементы градостроительного плана нужны современному столичному городу, а какие можно признать избыточными? Чем отличается иконография относительно недавно возникших спланированных столиц (Анкары, Исламабада, Бразилии, Астаны) от иконографии «органических» столичных городов с длинной историей?
В иконографиях и градостроительных планах воплощаются не только политики памяти, но и конкретные видения или программы развития государств. Иконография также способствует или не способствует выполнению столичными городами их фундаментальных функций: интегративной, административной, перформативной, охранительной и функции распространения инноваций. Эти города становятся своего рода лабораториями, где формируются модели развития государства, в том числе за счет иконографии.
Развитие и новое осмысление иконографии оказывается наиболее важным в государствах, которые освободились от колониальной зависимости и ищут новых форм интеграции внутри страны и в контексте международного сообщества. Яркие и интересные недавние примеры трансформаций и различных траектории развития иконографии столичных городов дают постсоветские и постсоциалистические страны, а также столицы Балканских государств, которые преобразились на основе де-оттоманизации. Нередко в постколониальных контекстах возникают новые столицы, в других случаях фундаментально переосмысляется старая иконография.
Тематический номер «Иконография столичных городов» мы предлагаем связать со следующими вопросами:
- Как иконография отражает планы национального развития и соотносится с разными концепциями столичного города?
- Как она воплощается или перекликается с политическими программами развития страны, сопряженными с политическим компромиссом, новым геополитическим позиционированием или вектором экономической интеграции в новый мегарегион?
- Чем диктуется выбор определенных доминирующих архитектурных стилей и иногда цветотипов столиц конкретных городов?
- Как эти архитектурные стили взаимосвязаны с политическими видениями, воплощенными в столичном городе?
Через голову национальных планов урбанистические проекты могут приглашать к реконцептуализации общества в имперском или утопическом ключе или предлагать футуристическое видение общества. При этом столицы могут представлять себя важными звеньями в цепи проектов модерна или ступенями в развитии цивилизации.
Второй номер журнала – «Градостроительные планы столичных городов» – будет сфокусирован на планах, топографическом устройстве столичных городов и более рутинных вопросах городского планирования. Вопреки распространенному противопоставлению «органических» и спланированных городов многие «органические» города (включая многие старые столицы такие как Константинополь, Багдад или Лондон) возникли именно как спланированные. При этом в основу плана некоторых из этих городов легли весьма причудливые формы: так в основу плана Бразилии легла форма аэроплана (или ибиса), Пхеньяна – форма лодки или ладьи, Куско – силуэт священной для инков пумы; ландшафтный дизайн правительственного квартала в Канберре был спланировал в форме своего рода театра. Правительственный комплекс в Седжоне (Южная Корея) имеет форму вьющегося в воздухе дракона и представляет собой самый большой в мире сад на крыше. Хотя в основе большинства столичных городов не лежат столь экстравагантные образы, нам было бы интересно исследовать их специфические морфологии, геометрические формы (треугольник, крест, ортогональные фигуры и тому подобное), типичные конфигурации или иконические здания, создающие смысловой каркас города. Интересно осевое устройство многих столичных городов. Как эти топографии и их символизм соотносятся с древними сакральными и религиозными центрами, с которым их устройство часто перекликается и ориентированные на перформативные функции? Особенно ценными были бы статьи, написанные в сравнительном ключе.
Мы приветствуем разнообразие методологических подходов, а также междисциплинарные и сравнительные подходы к предложенным темам. Нам были бы интересны статьи, где столичность видится не только как особая функция в совокупности ее материальными воплощениями, но и как уникальный процесс. Особый интерес представляет сравнительный анализ градостроительных планов столичных городов в рамках одного или нескольких макрорегионов.
Наши темы приглашают к диалогу урбанистов, археологов, историков, искусствоведов, социологов, политологов, архитекторов и историков архитектуры.
Приглашённый редактор номеров - Вадим Россман, доктор философии и политических наук (University of Texas at Austin).
В срок до 28 февраля присылайте короткую аннотацию до 250 слов на электронную почту журнала usp_editorial@hse.ru с указанием темы письма "аннотация_Иконография столичных городов" или "аннотация_Градостроительные планы столичных городов". Авторы отобранных аннотаций должны будут предоставить полные статьи до 17 мая 2021 года.