Open-call: Чикагская школа и полевые эксперименты

2024-12-05

В российском и русскоязычном научном мире вряд ли существует тесная ассоциативная связь между Чикагской школой социологии и экспериментальными подходами в социологии. Тем не менее, подобная перспектива активно развивается в последние 5 лет в европейской и американской социологической мысли — из ключевых текстов можно назвать статью 2020 года Нортье Маррес и Дэвида Старка Put to the test: For a new sociology of testing и книгу Тани Богузц (Tanja Bogusz) Experimentalism and Sociology: From Crisis to Experience 2022 года. Оба текста так или иначе отталкиваются от классической статьи Роберта Парка «Город как социальная лаборатория», однако показывают, что характер этой лаборатории и тестов в ней отличается от сложившейся традиции лабораторных тестов: это полевые тесты / тесты в естественных условиях, направленные на проверку гипотез в сети повседневных отношений и практик.

Переосмысление наследия Чикагской школы социологии в эксперименталистском ключе включает ее в давние дебаты, которые ведут социологи второй половины ХХ века с Поппером о том, является ли социология эмпирической наукой, или же ее удел — оставаться в мире культуры и идей. Из этой перспективы иначе видятся и работы Чикагской школы, ставшие классическими и фокусирующиеся на различных крайностях социальной жизни и ее окраинных территориях — преступности, притонах, уличных бандах и гетто. Пограничный характер этих историй позволяет исследователям представлять их как естественный эксперимент с социальными нормами и условиями существования социального порядка, подвергая сомнению саму его возможность.

Исходя из двух описанных подходов — переосмысления наследия Чикагской школы в рамках развития экспериментальных практик в социологии и классических работ Чикагской школы социологии — мы приглашаем к участию в номере авторов с текстами, которые касаются полевой практики социологии, связанной с городом или с пространственным развитием или с переосмыслением уже существующей традиции Чикагской школы социологии.

Просим в срок до 30 декабря 2024 года прислать короткую аннотацию до 300 слов с указанием темы письма "Чикагская школи и полевые эксперименты – резюме". Авторы отобранных аннотаций должны будут предоставить полные статьи до 1 марта 2025 года.
Тексты просим отправлять на электронные адреса редакторов-составителей номера — chestrek@gmail.com (Ната Волкова, МВШСЭН), mnevlyutov@gmail.com (Марат Невлютов, к. арх., МАРШ).

Материалы будут опубликованы в №2 (апрель-июнь) или №3 (июль-сентябрь) за 2025 год.