Как здоровые взрослые понимают смысл притч: роль психометрического интеллекта

  • Ольга Владимировна Щербакова Санкт-Петербургский государственный университет
  • Елизавета Андреевна Никифорова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: понимание притч, интеллект, понятийное мышление, многозначные тексты

Аннотация

Понимание многозначных текстов считается одним из показателей сформированности понятийного мышления. Притчи как разновидность многозначных текстов представляют собой удобную модель для изучения когнитивных способностей человека, однако используются в исследованиях интеллекта достаточно редко. Настоящее исследование было направлено на то, чтобы 1) определить, насколько сложна задача понимания переносного смысла притч для взрослых здоровых людей; 2) выявить роль психометрического интеллекта в понимании переносного смысла притч. Мы предполагали. что: 1) более высокие показатели психометрического интеллекта связаны с более полным пониманием переносного смысла притч; 2) чем лучше понимание переносного смысла каждой отдельной притчи, тем более успешно происходит объединение притч на основе их смысловых признаков. Испытуемым (N = 24) после прохождения теста на психометрический интеллект предъявлялись 3 набора притч Эзопа. Затем в процессе глубинного интервью их просили объяснить смысл каждой притчи по отдельности и объединить любые две в рамках каждого набора. Было показано, что взрослые здоровые испытуемые испытывают значительные трудности с пониманием переносного смысла притч на высоко обобщенном, абстрактном уровне. Не было обнаружено связей между 1) показателями психометрического интеллекта и полнотой понимания притч; 2) полнотой понимания каждой притчи по отдельности и успешностью объединения притч на основе смысловых признаков. Такие результаты могут быть связаны с недостатками существующих подходов к изучению когнитивных способностей и их непригодностью для диагностики процессов понимания.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ольга Владимировна Щербакова, Санкт-Петербургский государственный университет

Доцент,  кафедра  общей  психологии, кандидат психологических наук.

Литература

1. Arestova, O. N. (2006). Affective distortions in interpretation of proverbs. Voprosy Psychologii, 1, 83-93. (in Rassian)

2. Avanesyan, M. O. (2013). Psikhologicheskie mekhanizmy ponimaniya i sozdaniya metafory [Psychological mechanisms of metaphor comprehension and creation] (Extended abstract of PhD dissertation). Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation. (in Russian)

3. Chia, K. (1995). What’s the point? Children’s understanding of didactic stories. Singapore Journal of Education, 15(1), 48-58.

4. Erickson, M. H. (1991). My voice will go with you: The teaching tales of Milton H. Erickson. New York: W.W. Norton & Company.

5. Ivanova, E. M. (2007). Narusheniya chuvstva yumora pri shizofrenii i affektivnykh rasstroistvakh [Analysis of disfunctions of the sense of humor in schizophrenia and affective disorders] (Extended abstract of PhD dissertation). Retrieved from http://www.psy.msu.ru/science/autoref/ivanova.pdf (in Russian)

6. Iwuji, S. O. (2014). Development of moral didacticism in children: A cross-cultural study. Theses, Dissertations and Capstones, paper 862.2014. Retrieved from http://mds.marshall.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1867&context=etd

7. Magder, D. (1980). The Wizard of Oz. A parable of brief psychotherapy. Canadian Journal of Psychiatry/Revue Canadienne de Psychiatrie, 25(7), 564-568.

8. Narvaez, D., Bentley, J., Gleason, T., & Samuels, J. (1998). Moral theme comprehension in third graders, fifth graders, and college students. Reading Psychology, 19, 217-241. https://doi.org/10.1080/0270271980190203

9. Nikiforova, E. A., & Shcherbakova, O. V. (2017). Ponimanie mnogoznachnykh tekstov v norme i u patsientov s nevroticheskimi rasstroistvami [Comprehension of dual-meaning texts in healthy adults and patients with neurotic disorders]. In O. V. Zashchirinskaya & A. V. Shaboltas (Eds.), Psykhologiya 21 veka: sistemnyi podkhod i mezhdisciplinarnye issledovaniya. Sbornik nauchnykh trudov uchastnikov mezhdunarodnoy konferentsii molodykh uchenykh [Psychology of the 21st Century: a systematic approach and interdisciplinary research. A collection of proceedings of the participants at the International Conference of Young Scientists] (Vol. 2, pp. 135-141). Saint Petersburg: Skifiya-print. (in Russian)

10. Pearce, S. S. (1996). Flash of insight: Metaphor and narrative in therapy. Boston: Allyn & Bacon.

11. Peseschkian, N. (2012). Oriental stories as tools in psychotherapy: The merchant and the parrot. New York: Springer Science and Business Media.

12. Piaget, J. (1951). The psychology of intelligence. London: Routledge and Kegan Paul.

13. Raven, J. (2000). The Raven’s progressive matrices: change and stability over culture and time. Cognitive Psychology, 41(1), 1-48.

14. Raven, J. C. (2002). Standartnye progressivnye matritsy: (Vklyuchaya parallel’nye i Plyus versii) [Raven’s Standard Progressive Matrices (parallel form)]. Moscow: Kogito-Center. (in Russian)

15. Shcherbakova, O. V. (2008). Fenomen ponimaniya kak intrapsikhicheskii mezh”yazykovoi obratimyi perevod (na primere komicheskikh tekstov) [Comprehension as an Intrapsychic Interlanguage Reversible Converting (on the Material of Comic Texts)]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12. Sociology, 4, 215-225. (in Russian)

16. Shcherbakova, O. V. (2009). Kognitivnye mekhanizmy ponimaniya komicheskogo [Cognitive mechanisms underlying comprehension of comic material] (Extended abstract of PhD dissertation). Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation. (in Russian)

17. Shcherbakova, O. V., & Makarova, D. N. (2016). Are they different or the same? Experts’ psychometric IQ does not correlate with conceptual abilities. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 16. Psychology. Education, 4, 88-96. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.407

18. Shcherbakova, O. V., & Nikiforova, E. A. (2016). Rol’ IQ i kontseptual’nykh sposobnostei v ponimanii perenosnogo smysla verbal’nykh tekstov [The role of IQ and conceptual abilities in comprehension of verbal texts with metaphorical sense]. In Ananyevskiye chteniya -2016: Psykhologiya: chera, segodnya, zavtra: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy conferencii, 25-29 October 2016 [Ananyevskiye readings -2016: Psychology yesterday, today, tomorrow: materials of the International Scientific Conference] (Vol. 2, pp. 120-121). Saint Petersburg: Aising.

19. Townsend, G. F. (2006). Aesop’s Fables. http://ReadHowYouWant.com.

20. Vekker, L. M. (1976). Psikhicheskie protsessy [Mental processes] (Vol. 2). Leningrad: Leningrad State University. (in Russian)

21. Vygotsky, L. S. (2002). Myshlenie i rech’ [Thinking and speech]. In L. S. Vygotsky, Psikhologiya [Psychology] (pp. 262-511). Moscow: EKSMO-press. (in Russian)

22. Zeigarnik, B. V. (1962). Patologiya myshleniya [The pathology of thinking]. Moscow: Moscow University Press. (in Russian)
Опубликован
2018-11-05
Как цитировать
ЩербаковаО. В., & НикифороваЕ. А. (2018). Как здоровые взрослые понимают смысл притч: роль психометрического интеллекта. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 15(2), 222-231. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-2-222-231
Раздел
Нейрокогнитивные аспекты функционирования и использования языка