https://usp.hse.ru/index.php/psychology/issue/feedПсихология. Журнал Высшей школы экономики2019-03-19T04:07:18+03:00Байрамян Роксана Мамиконовнаpsychology.hse@gmail.comOpen Journal Systems<p>«Психология. Журнал Высшей школы экономики» издаётся с 2004 г. Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и поддерживается департаментом психологии НИУ ВШЭ.</p> <p> </p> <p class="text">Адрес редакции:<br>101000, Москва, Армянский пер., 4, стр. 2 </p> <p class="text"><span data-mce-mark="1">Е-mail: <br><a href="mailto:psychology.hse@gmail.com">psychology.hse@gmail.com</a><br></span></p>https://usp.hse.ru/index.php/psychology/article/view/1330А.Р. Лурия. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека [первое русское издание] 2019-03-19T04:04:08+03:00Ирина Евгеньевна Сироткинаisiro@mail.ru2011-03-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://usp.hse.ru/index.php/psychology/article/view/1331Т. Диксон. От страстей к эмоциям: создание светской психологической категории2019-03-19T04:04:03+03:00Р. Смитrsmith@mail.ru2011-03-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://usp.hse.ru/index.php/psychology/article/view/1321Резюме выпуска на европейских языках 2019-03-19T04:01:05+03:002011-03-17T00:00:00+03:00Copyright (c) https://usp.hse.ru/index.php/psychology/article/view/1323Восприятие и действие: взгляд на проблему с позиций онтогенетических исследований2019-03-19T04:04:52+03:00Елена Алексеевна Сергиенкоe.sergienko@psychol.rus.ruВ статье на основе собственных исследований и работ других авторов в области раннего онтогенеза аргументируется гипотеза о возможности выделения двух функциональных субсистем в единой системе восприятия и действия — перцептивного контроля действия и опознания. Отличия в организации функционирования двух субсистем лежат в координатах взаимодействия с окружающим миром (аллоцентрическая — эгоцентрическая), типе кодирования и хранения информации (амодальное кодирование — модально-специфическое), степени осознанности (большая степень характерна для системы опознания) и особенности эффектов антиципации (пространственно-временное упреждение — избирательное ожидание). Обе субсистемы развиваются с момента рождения, однако субсистема перцептивного контроля достигает более зрелого уровня организации раньше субсистемы опознания. Несмотря на признаки диссоциации между двумя субсистемами, их функционирование управляется репрезентациями, организованными гетерархически, а доминирование субсистем в единой системе происходит в соответствии с задачей.2011-03-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://usp.hse.ru/index.php/psychology/article/view/1322Нейроны сознания2019-03-19T04:07:18+03:00Евгений Николаевич Соколовensok@mail.ruПредлагается гипотеза механизмов сознания, согласно которой сознание возникает в специфических нейронах сознания, образующих иерархические пирамиды. Предполагается, что внутриклеточные механизмы сознания основаны на квантовых процессах в микротрубочках цитоскелета нейронов сознания.2011-03-15T00:00:00+03:00Copyright (c) https://usp.hse.ru/index.php/psychology/article/view/1332О творчестве Д.Б. Эльконина2019-03-19T04:03:59+03:00Катерина Николаевна Поливановаkpolivanova@hse.ru2011-03-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://usp.hse.ru/index.php/psychology/article/view/1329Послесловие к съезду2019-03-19T04:04:14+03:00Виктор Михайлович Аллахвердовvimiall@gmail.com2011-03-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://usp.hse.ru/index.php/psychology/article/view/1324Вступительное слово2019-03-19T04:04:46+03:00Татьяна Николаевна Ушаковаt.ushakova@mtunet.ru2011-03-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://usp.hse.ru/index.php/psychology/article/view/1325Тест как оружие2019-03-19T04:04:40+03:00Александр Георгиевич Шмелевags04@ht.ruГлубинную основу дискуссий вокруг тестов составляют научно-методический кризис, незрелость профессионального сообщества и кризис кадровой политики в нашей стране. В статье предлагается метафорическое сравнение теста с оружием. Подобно оружию, тесты дают преимущество их обладателю и могут нанести вред человеку. Метафора оружия позволяет понятно изложить такие характеристики тестов как надежность, валидность, достоверность. Большая часть недоразумений, связанных с тестами, происходит от их неквалифицированного использования.2011-03-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://usp.hse.ru/index.php/psychology/article/view/1326Что выявляют тесты интеллекта и креативности?2019-03-19T04:04:34+03:00Диана Борисовна Богоявленскаяijkarus@voxnet.ruВ статье изложено авторское понимание содержания, выявляемого тестами интеллекта и креативности. Основное внимание уделено доказательству невалидности тестов креативности, поскольку само понимание креативности как дивергентного мышления не совпадает с содержательным раскрытием понятия творчества, сложившегося в отечественной психологии, а также в мировой философии и гуманитарных и естественных науках. Автор отсылает читателя к своему концептуальному раскрытию понятия творчества, единице его анализа и предложенному психодиагностическому методу, валидность которого доказана теоретически и экспериментально.2011-03-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://usp.hse.ru/index.php/psychology/article/view/1327Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития 2019-03-19T04:04:28+03:00Марина Александровна Холоднаяkholod@psychol.ras.ruРассматриваются проблемы психодиагностики интеллектуальных возможностей личности. Утверждается, что при интерпретации индивидуального результата тестирования в условиях использования тестов интеллекта диагноз и прогноз реальных интеллектуальных ресурсов человека (ребенка и взрослого) невозможен. Обсуждаются профессионально-этические принципы применения процедуры тестирования и типичные формы их нарушения, а также социально-идеологические аспекты тестирования. Определяется сфера компетенции психометрических тестов интеллекта в рамках парадигмы развития и позиции защиты прав личности.2011-03-16T00:00:00+03:00Copyright (c) https://usp.hse.ru/index.php/psychology/article/view/1328Тесты интеллекта, или горечь самопознания2019-03-19T04:04:21+03:00Дмитрий Викторович Ушаковdv.ushakov@gmail.comПриводятся факты, подтверждающие высокую прогностическую валидность тестов интеллекта, их предсказательную силу относительно успеха в обучении и профессиональной деятельности, а также социального статуса. С точки зрения развиваемой автором структурно-динамической теории интеллекта предлагается объяснение феномену высокой прогностичности интеллектуальных тестов и обозначаются пределы, за которыми эта прогностичность может исчезнуть. Одновременно автор призывает рассматривать тесты интеллект не только как измерительный инструмент, но и как средство влияния психолога на тестируемого. Предлагаются пути разработки праксиологии тестирования, то есть науки о практическом применении тестов.2011-03-16T00:00:00+03:00Copyright (c)