Противостояние психологизма и антипсихологизма. Подводить итоги рано

  • Валентин Александрович Бажанов Ульяновский государственный университет
Ключевые слова: психологизм, антипсихологизм, нейронаука, натурализм, онтогенетические предпосылки психологизма, эффекта Болдуина

Аннотация

В статье рассматривается драматичная полемика психологизма и антипсихологизма, в результате которой благодаря бурному прогрессу классических разделов математической логики в ХХ в., казалось бы, полностью устранила психологизм в качестве методологического основания логико-математического знания ввиду его концептуальной несостоятельности, устаревшей и неэффективной в техническом отношении тенденции к антропологизации научных конструкций. Однако прогресс в области неклассической логики и бурное развитие нейронауки и особенно социально-культурной нейронауки в последние годы снова выдвинул на авансцену научной и логико-математической мысли психологизм. Нами предпринимается попытка проанализировать причины перспективности психологизма в качестве одной из ведущих концепций современной когнитивной науки и показать, что онтогенетические основания социально-культурной деятельности человека и обратное влияние этой деятельности на формирование, а также динамику активности нейроструктур и их архитектонику являются важными факторами, подводящими к мысли о глубокой фундированности психологической организации, когнитивного потенциала личности и эпистемологических сообществ активно взаимодействующими элементами целостной системы «мозг – социум – культура». Предлагается классификация подходов к интерпретации психологизма; исследуются границы деантропологизации научного знания. Показано, что психологизм оказывается онтогенетически фундированным, следовательно, установка, предполагающая возможность абсолютной деантропологизации научного знания, на которую фактически опирался антипсихологизм, в общем случае оказывается слишком категоричной. Обсуждается проявление эффекта Болдуина в эволюции живых и социальных систем, когда изменение поведения социальной системы и/или группы может вести к изменению естественных факторов отбора и, следовательно, к новым направлениям ее развития. Показано, что в соответствии с действием эффекта Болдуина каждая составляющая цепочки «гены – структуры – функции – опыт» находится в состоянии по меньшей мере двунаправленного взаимодействия: активность и состав генов, задающих психологический ландшафт, зависят от характера окружающей среды (в том числе культуры), а окружающая среда изменяется в результате деятельности и психологических установок возрастающей массы носителей активности данного множества генов.

   

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Бажанов, В. А. (2007). История логики в России и СССР. Концептуальный контекст университетской философии. М.: Канон+.

2. Бажанов, В. А. (2008). Первый учитель А.Р. Лурии: Н.А. Васильев как психолог. Методология и история психологии, 2, 69-78.

3. Бажанов, В. А. (2009). Н.А. Васильев и его воображаемая логика. Воскрешение одной забытой идеи. М.: Канон+.

4. Бажанов, В. А. (2014). Разновидности и противостояние реализма и антиреализма в философии математики. Возможна ли третья линия? Вопросы философии, 5, 52-64.

5. Бажанов, В.А. (2015). Современная культурная нейронаука и природа субъекта познания: логико-эпистемологические измерения. Эпистемология и философия науки, 3, 133-149.

6. Брюшинкин, В.Н.(1988). Логика, мышление, информация. Л.: Изд-во Ленинградского университета.

7. Васильев, Н. А. (1912). Воображаемая (неаристотелева) логика. Журнал Министерства народного просвещения. Новаясерия, август, 207-246.

8. Вачков, И. В., Вачкова, С. Н. (2016). Воспроизводимость психологических экспериментов как проблема постнеклассической науки. Культурно-историческая психология, 12(1), 97-100.

9. Ждан, А. Н. (2012). В.Н. Ивановский как мыслитель. В кн. В. А. Бажанов (ред.), Логико-гносеологическое направление в отечественной философии (первая половина ХХ века): М.И. Каринский, В.Н. Ивановский, Н.А. Васильев(с. 127-182). М.: РОССПЭН.

10. Иванов, В. В. (1978). Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. радио.

11. Капустин, Б.Г.(2010). Критика политической философии. Избранные эссе. М.: Территория будущего.

12. Касавин, И. Т. (2011). Познаниеиязык. Эпистемология и философия науки, 4, 5-15.

13. Кузнецова, Н. И. (1986). История наукикак гуманитарная дисциплина. В кн. Проблемы гуманитарного познания(с. 141-168). Новосибирск: Наука.

14. Лубкин, А. С. (1807). Начертание логики. СПб.

15. Маслов, С. Ю. (1986). Теория дедуктивных систем и ее применения. М.: Радио и связь.

16. Попова, В.С.(2015). Психологизм как логико-методологическая проблема: исторические корни в русской философии начала ХХ века и современное значение. Психология и психотехника, 6, 570-577. https://doi.org/10.7256/2070-8955.2015.6.15508

17. Пригожин, И., Стенгерс, И. (1994). Время, хаос, квант. М.: Прогресс.

18. Сорина Г. В. (1993). Логико-культурная доминанта. Очерки теории и истории психологизма и антипсихологизма в культуре. М.: Прометей.

19. Сорина, Г. В. (2012). Проект «психологизм-антипсихологизм» вметатеоретическом контексте. Рацио.ru, 8, 20-45.

20. Cорина, Г. В. (2016). Диалог методологических концепций. Сибирский философский журнал, 14(1), 280-297.

21. Тростников, В. Н. (1975). Конструктивные процессы в математике. М.: Наука.

22. Фромм, Э. (2007). Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ.

23. Шалак, В. И. (2014). Протологика и ее структура. Логические исследования, 20, 198-212.
Опубликован
2018-11-03
Как цитировать
БажановВ. А. (2018). Противостояние психологизма и антипсихологизма. Подводить итоги рано. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 14(3), 453-469. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2017-3-453-469
Раздел
Статьи выпуска