Эмпирическая верификация модели соотношения предметных и эмоциональных способностей

  • Екатерина Александровна Валуева Институт психологии РАН, 129366, Россия, Москва, ул. Ярославская, д.13; Московский городской психолого-педагогический университет, 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29
  • Дмитрий Викторович Ушаков Московский городской психолого-педагогический университет, 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29
Ключевые слова: интеллект, креативность, эмоциональный интеллект, эмоциональная креативность, линейно-структурное моделирование

Аннотация

В статье описывается исследование, посвященное эмпирической проверке двухфакторной модели соотношения предметных и эмоциональных способностей. Модель включает в себя два параметра: тип кодирования информации (предметный или эмоциональный) и тип когнитивных процессов (конвергентный или дивергентный). В исследовании приняли участие 162 человека, выполнявших 9 тестов, каждый из которых был направлен на диагностику какой-либо из четырех способностей (предметный интеллект, предметная креативность, эмоциональный интеллект, эмоциональная креативность). С помощью линейно-структурного моделирования была построена модель, латентными факторами в которой выступили четыре обозначенные выше способности, а манифестными переменными — показатели по соответствующим тестам. Модель показала хорошее соответствие данным. Согласно предсказаниям теоретической модели, ковариации между предметным интеллектом и предметной креативностью, предметной креативностью и эмоциональной креативностью, предметным интеллектом и эмоциональным интеллектом оказались положительными и значимыми. Был получен неожиданный результат, состоящий в негативной связи между эмоциональным интеллектом и эмоциональной креативностью. Эти результаты обсуждаются в терминах способов переработки информации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2011-01-13
Как цитировать
ВалуеваЕ. А., & УшаковД. В. (2011). Эмпирическая верификация модели соотношения предметных и эмоциональных способностей. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 7(2), 103-114. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2010-2-103-114
Раздел
Короткие сообщения