Чувствительность к коммуникативному контексту у детей 3 и 4 лет при усвоении ими значений новых слов
Аннотация
В исследовании проверялась гипотеза о том, используют ли дети 3 и 4 лет информацию о социальном контексте, создаваемом взрослым, для научения значениям новых слов. В жизни ребенка распространены ситуации, где присутствуют другие потенциальные адресаты сообщения, и ему необходимо правильно оценивать, кому именно адресовано новое слово. Такая способность позволяет существенно упростить ситуацию научения новым словам – сделать научение избирательным, снизить уровень сложности посредством ограничения количества воспринимаемых слов. Мы предполагали, что при появлении новой информации внимание ребенка привлекается к ней лишь в случае, если сохраняется коммуникативный контекст (например, при сохранении сюжета игры и присутствии только тех людей, которые были при ее создании). Если же новая информация появляется при изменении коммуникативного контекста (например, при появлении во время игры нового участника, который не присутствовал при обсуждении правил игры и потому не может знать о ее особенностях), то такая информация не должна привлекать внимание ребенка. В эксперименте детям произносили новое слово в одном из двух условий: при сохранении общего со взрослым коммуникативного контекста и при его изменении – появлении в ситуации нового взрослого. В результаты мы обнаружили, что усвоение нового слова у детей 3 лет происходило только в условиях сохранения коммуникативного контекста, а у детей 4 лет новое слово усваивалось в любом условии. Дополнительное исследование показало, что разница между детьми 3 и 4 лет в усвоении значений новых слов не зависит от уровня сложности выполняемой ими задачи.
Скачивания
Литература
2. Akhtar, N., Jipson, J., & Callanan, M. A. (2001). Learning words through overhearing. Child Development, 72(2), 416-430.
3. Callanan, M., & Sabbagh, M. A. (2004). Multiple labels for objects in conversations with young children: Parents’ language and children’s developing expectations about word meanings. Developmental Psychology, 40(5), 746-763. https://doi.org/10.1037/0012-1649.40.5.746
4. Carey, S., & Bartlett, E. (1978). Acquiring a single new word. Papers and Reports on Child Language Development, 15, 17-29.
5. Diesendruck, G., & Markson, L. (2001). Children’s avoidance of lexical overlap: a pragmatic account. Developmental Psychology, 37(5), 630-641.
6. Henderson, A. M. E., & Graham, S. A. (2005). Two-year-olds’ appreciation of the shared nature of novel object labels. Journal of Cognition and Development, 6(3), 381-402.
7. Landau, B., Smith, L., & Jones, S. (1998). Object perception and object naming in early development. Trends in Cognitive Sciences, 2(1), 19-24.
8. Markman, E. M. (1991). Categorization and naming in children. Problems of induction.Cambridge, MA: The MIT Press.
9. Merriman, W. E., & Bowman, L. L. (1989). The mutual exclusivity bias in children’s word learning. Monographs of the Society for Research in Child Development, 54(3-4), 1-132.
10. Mervis, C. B., & Mervis, C. A. (1982). Leopards are kitty-cats: Object labeling by mothers for their thirteen-month-olds. Child Development, 53, 267-273.
11. Moll, H., Carpenter, M., & Tomasello, M. (2014). Two- and 3-year-olds know what others have and have not heard. Journal of Cognition and Development, 15(1), 12-21. https://doi.org/10.1080/15248372.2012.710865
12. O’Doherty, K., Troseth, G. L., Shimpi, P. M., Goldenberg, E., Akhtar, N., & Saylor, M. M. (2011). Third party social interaction and word learning from video. Child Development, 82(3), 902-915.
13. O’Neill, D. K. (1996). Two-year-old children’s sensitivity to a parent’s knowledge state when making requests. Child Development, 67(2), 659-677.
14. Tomasello, M. (2008). Origins of human communication. Cambridge, MA/London, UK: A Bradford Book/The MIT Press.
15. Tomasello, M., & Haberl, K. (2003). Understanding attention: 12- and 18-month-olds know what is new for other persons. Developmental Psychology, 39(5), 906-912.
16. Vlach, H. A., & Sandhofer C. M. (2011) Developmental differences in children’s context-dependent word learning. Journal of Experimental Child Psychology, 108(2), 394-401.
17. Woodward, A. L. (2004). Infants’ use of action knowledge to get a grasp on words. In S. R. Waxman (Ed.), Weaving a lexicon(pp. 149-172). Cambridge, MA: The MIT Press.