Пространственная автокорреляция образовательных достижений в Российской Федерации

  • Андрей Александрович Григорьев Институт психологии РАН
Ключевые слова: пространственная автокорреляция, образовательные достижения, миграционное сальдо

Аннотация

Пространственная автокорреляция является мерой того, в какой степени расположенные вблизи друг от друга объекты характеризуются тенденцией иметь сходные значения по некоторому показателю. С недавнего времени в психологии стала изучаться пространственная корреляция национального IQ (среднего интеллекта в стране). В настоящей статье представлены результаты расчета пространственной автокорреляции образовательных достижений (оцененных из среднего балла ЕГЭ лиц, поступивших в бюджетные вузы в 2014 г.), преступности, рождаемости, младенческой смертности, урбанизации, миграционного сальдо и доходов населения для 75 регионов (субъектов) РФ. Эти результаты показали, что, хотя все перечисленные показатели характеризуются пространственной автокорреляцией, ее величина варьирует. Низкой пространственной автокорреляцией характеризуются миграционное сальдо, доходы населения и образовательные достижения. Низкая пространственная автокорреляция миграционного сальдо в некоторой мере, возможно, обусловлена тем, что даже небольшое различие в условиях жизни между соседними регионами может вызвать довольно интенсивную миграцию из региона с худшими условиями в регионы с лучшими условиями, в том числе в соседний, про лучшие условия в котором мигрантам должно быть известно. Низкая пространственная автокорреляция доходов населения объясняется, вероятно, тем, что в РФ доходы населения региона в значительной степени определяются добычей нефти и газа, а местонахождение полезных ископаемых едва ли характеризуется пространственной автокорреляцией на уровне таких территориальных единиц, как субъекты РФ. Пространственную автокорреляцию образовательных достижений несколько снижает, возможно, то, что их оценки были получены посредством усреднения баллов ЕГЭ для всех специальностей всех вузов региона без учета возможных различий регионов по престижности специальностей и числу бюджетных мест в вузах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Gelade, G. A. (2008). The geography of IQ. Intelligence, 36,495-501. https://doi.org/10.1016/ j.intell.2008.01.004

2. Grigoriev, A. A., & Sukhanovskii, V. Yu. (2015). Geografiya nauchnogo tvorchestva [The geography of scientific creativity]. In A. L. Zhuravlev, D. V. Ushakov, & M. A. Kholodnaya (Eds.), Sovremennye issledovaniya intellekta i tvorchestva[Modern studies of intelligence and creativity] (pp. 172-188). Moscow: Institute of Psychology of RAS.

3. Grigoriev, A. A., Lapteva, E. M., & Ushakov, D. V. (2015). Educational performance of Moscow region districts reproduce their literacy level in the XIX century: mechanisms of the “cultural genetics”. Siberian Journal of Psychology, 56, 69-85. (in Russian)

4. Grigoriev, A., Ushakov, D., Valueva, E., Zirenko, M., & Lynn, R. (2016). Differences in educational attainment, socio-economic variables and geographical location across 79 provinces of the Russian Federation. Intelligence, 58, 14-17. https://doi.org/10.1016/j.intell.2016.05.008

5. Hassall, C., & Sherratt, T. (2011). Statistical inference and spatial patterns in correlates of IQ. Intelligence, 39(5), 303-310. https://doi.org/10.1016/j.intell.2011.05.001

6. Regiony Rossii. Social’no-jekonomicheskie pokazateli. 2013 [Regions of Russia. Social economic indices]. (2013). Retrieved from http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156

7. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation. (2014). Kachestvo byudzhetnogo priema v gosudarstvennye vuzy RF po napravleniyam podgotovki - 2014 [The quality of budget admissions to the state universities of the Russian Federation according to the training program -2014]. Retrieved from http://vid1.rian.ru/ig/ratings/kachestvopriema_napravleniya_budget_2014.pdf
Опубликован
2018-11-05
Как цитировать
ГригорьевА. А. (2018). Пространственная автокорреляция образовательных достижений в Российской Федерации. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 15(1), 164-173. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-1-164-173
Раздел
Короткие сообщения