<p>Внимание и структурирование в зрительном поиске среди буквенных стимулов</p>
Ключевые слова:
эффект превосходства слова, зрительный поиск, зрительное внимание, нисходящие влияния на обработку зрительной информации, тест Мюнстерберга
Аннотация
В статье представлены результаты экспериментального исследования нисходящих влияний на решение задачи зрительного поиска буквы в больших буквенных массивах. Источником нисходящих влияний может быть как прошлый опыт наблюдателя, так и специальные стратегии решения зрительных задач. В центре данного исследования стоял вопрос о том, могут ли перцептивно не выделенные для наблюдателя слова повлиять на эффективность поиска буквы, входящей в состав слова. Исследование было проведено с использованием авторской модификации классического теста Мюнстерберга для диагностики избирательности внимания. Испытуемые решали задачу поиска заранее заданной буквы в массивах букв, содержащих слова русского языка. В первом условии целевые буквы всегда размещались в словах, о чем испытуемый не был предупрежден. Во втором условии буквы всегда были за пределами слов. В третьем условии массивы букв не содержали слов. Проведенное исследование выявило диссоциацию продуктивных показателей решения задачи и ее субъективной репрезентации: несмотря на то, что условия предъявления объективно не оказали влияния на скорость поиска, испытуемые по-разному оценивали их влияние на решение задачи. Когда целевая буква входила в состав слов, присутствие слов субъективно облегчало решение задачи, а когда целевая буква находилась за пределами слов, присутствие слов субъективно затрудняло ее отыскание. Кроме того, испытуемые вдвое чаще замечали слова в массивах букв, когда целевая буква входила в состав слов. Мы интерпретируем данный результат как диссоциацию нисходящих процессов в обработке зрительной информации и нисходящих влияний на процесс решения задачи зрительного поиска, связанных с укрупнением единиц обработки зрительной информации.Скачивания
Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-09-04
Как цитировать
ФаликманМ. В. (2014). <p>Внимание и структурирование в зрительном поиске среди буквенных стимулов</p>. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11(2), 150-159. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2014-2-150-159
Выпуск
Раздел
Статьи выпуска