Эффект Флинна: обзор современных данных

  • Екатерина Александровна Валуева Институт психологии РАН, 129366, Россия, Москва, ул. Ярославская, д.13; Московский городской психолого-педагогический университет, 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29
  • Софья Сергеевна Белова Институт психологии РАН, 129366 Москва, ул. Ярославская, д.13; Московский городской психолого-педагогический университет, 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29
Ключевые слова: интеллект, эффект Флинна, тесты интеллекта

Аннотация

Статья представляет обзор современной зарубежной литературы по проблематике эффекта Флинна. Эффектом Флинна называется рост показателей по тестам интеллекта на протяжении XX в., его темп оценивается примерно в 3 балла IQ за десятилетие. В статье описывается сущность ЭФ и методы его измерения, метааналитические данные о размерах и стабильности ЭФ между популяциями и во времени. Рассматривается проявление ЭФ на данных решения когнитивных задач, отличных от тестов интеллекта, и в сфере интеллектуальных достижений. Особое внимание уделяется дискуссии о причинах эффекта Флинна. Наиболее популярными являются средовые объяснения эффекта Флинна (улучшение питания, изменения в составе семьи, повышение количества и качества когнитивной стимуляции и т.д.). Вместе с тем существуют объяснения, связывающие эффект Флинна с генетическими изменениями, а также с артефактами, возникающими в процессе измерения интеллекта. Также ставится вопрос о том, означает ли эффект Флинна реальный прирост интеллекта людей. Приводятся данные, согласно которым эффекту Флинна в наибольшей степени подвергаются задания, имеющие наименьшие нагрузки на генеральный фактор интеллекта (фактор g). Одновременно с этим существуют данные, свидетельствующие о снижении генотипического интеллекта. Делается вывод о том, что эффект Флинна связан с изменением структуры когнитивных способностей и приобретением навыков решения задач, требующих оперирования правилами и абстрактными умозаключениями. При этом эффект Флинна маскирует тенденцию снижения генотипического интеллекта. В завершении статьи рассматриваются практические следствия эффекта Флинна в сфере образования, судебного делопроизводства и социальной политики.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2015-12-03
Как цитировать
ВалуеваЕ. А., & БеловаС. С. (2015). Эффект Флинна: обзор современных данных. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 12(4), 165-183. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2015-4-165-183
Раздел
Обзоры и рецензии