Предпринимательское намерение и ценности личности: результаты опроса российского населения (на английском языке)

  • Питер Шмидт
  • Александр Николаевич Татарко Департамент психологии
Ключевые слова: ценности, предпринимательское поведение, теория планируемого поведения, предпринимательское намерение

Аннотация

В данной статье рассматривается взаимосвязь между ценностными ориентациями и предпринимательским намерением с опорой на теорию разумного действия. Эмпирической базой данного исследования явились результаты репрезентативного опроса, проведенного в 2-х регионах России (Центральный федеральный округ и Северо-Кавказский федеральный округ). Общий объем выборки включал 2061 респондента, в Центральном федеральном округе опрошены 1026 респондентов и в Северо-Кавказском – 1035 респондентов. Затем из общей выборки было отобрано 269 респондентов, намеревающихся открыть собственный бизнес в течение ближайших 2-х лет. Все дальнейшие виды математико-статистического анализа проводились именно на этой подвыборке. Результаты нашего исследования позволили подтвердить валидность теории разумного действия на российской выборке и применительно к предпринимательскому поведению.  Анкета включала в себя методы, направленные: а) на оценку индивидуальных ценностных ориентаций (PVQ-R Ш. Шварца); б) оценку предпринимательских намерений; в) оценку социально-демографических характеристик респондентов.Для выявления конвергентной и дивергентной валидности всех конструктов, влияющих на намерение, в соответствии с теорией планируемого поведения (в основе которой лежит теория разумного действия), мы, помимо основных составляющих намерения (аттитюд, социальные нормы, воспринимаемый поведенческий контроль), дополнительно добавили в модель конструкт «реализация намерения». Связь всех вышеописанных конструктов была протестирована в модели одновременно. С этой целью мы провели симультанный конфирматорный факторный анализ, используя метод максимального правдоподобия при оценке параметров. Далее мы проверили гипотезы о связи ценностных ориентаций с компонентами планируемого поведения (аттитюд, социальные нормы, воспринимаемый поведенческий контроль). Было показано, что такая ценность, как «Самостоятельность действия», позитивно связана со всеми компонентами планируемого предпринимательского поведения.  Ценность «Безопасность личная» продемонстрировала отрицательную связь с отношением к идее открытия нового бизнеса (предпринимательским аттитюдом).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2016-07-14
Как цитировать
ШмидтП., & ТатаркоА. Н. (2016). Предпринимательское намерение и ценности личности: результаты опроса российского населения (на английском языке). Психология. Журнал Высшей школы экономики, 13(2), 240-255. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2016-2-240-255
Раздел
Ценности: трансмиссия и влияние на установки людей в разных культурах